Потребление сладких напитков считается основной движущей силой глобальной эпидемии ожирения и связано с кариесом, диабетом и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Многие организации общественного здравоохранения, включая ВОЗ, призвали правительства, предприятия по производству продуктов питания и напитков, образовательные учреждения, места работы и гражданское общество поддержать выбор более здоровых напитков. Исследование опубликовано в Cochrane Database of Systematic Reviews.
Материалы и методы исследования
В этом Кокрановском обзоре обобщены данные научных исследований, в которых проверяются различные способы снижения потребления сладких напитков на уровне популяции. Группа исследователей из Германии и Великобритании изучила результаты 58 исследований, в которых оценивался ряд подходов и стратегий, направленных на изменение физической или социальной среды, в которой люди потребляют или покупают сладкие напитки. Исследования проводились в разных условиях, включая школы, кафе, рестораны, дома и торговые точки. В научной работе также анализировался широкий спектр различных подходов к сокращению потребления, таких как маркировка и цены на сахаросодержащие напитки и здоровые альтернативы. Ученые также изучили более широкие политические инициативы, такие как кампании на уровне общин, для поощрения более здорового выбора. Исследования проводились в 19 разных странах Северной и Южной Америки, Австралии, Европы и Юго-Восточной Азии.
Результаты научного исследования
В рамках изученных широких категорий вмешательств (маркировка, стандарты питания, повышение цен и субсидии, вмешательства на дому, вмешательства, нацеленные на все продовольственное снабжение, розничные и продовольственные услуги, и межсекторальные подходы, такие как программы продовольственных выгод и политика в области торговли и инвестиций), достоверность доказательств для конкретных мер варьировалась от очень низкой до умеренной.
Было определено ряд мер, которые, согласно имеющимся научным данным, уменьшают количество сладких напитков, которые люди пьют. Эти меры включали:
- Маркировка, которые легко понять, например ярлыки, которые оценивают полезность напитков с помощью звездочек или цифр.
- Ограничения на наличие сладких напитков в школах.
- Повышение цен на сладкие напитки в ресторанах, магазинах и развлекательных центрах.
- Детские меню в сетевых ресторанах, которые по умолчанию включают более здоровые напитки вместо сладких.
- Продвижение и лучшее размещение более здоровых напитков в супермаркетах.
- Государственные продовольственные льготы (например, талоны на питание), которые нельзя использовать для покупки сладких напитков.
- Общественные кампании были направлены на поддержку здорового выбора напитков.
- Меры, улучшающие доступность низкокалорийных напитков в домашних условиях, например, через доставку на дом бутилированной воды и диетических напитков.
Кокрановские авторы также обнаружили доказательства того, что улучшение доступности питьевой воды и диетических напитков в домашних условиях может помочь людям сбросить вес.
Выводы
«Уровень ожирения и диабета растет во всем мире, и эта тенденция не будет обращена вспять без широких и эффективных действий правительства и промышленности, в частности, они, должны внести свой вклад, чтобы сделать здоровый выбор легким выбором для потребителей», — говорит Ханс Хаунер (Hans Hauner).
«Сладкие напитки — это глобальная проблема, и особенно страдают страны со средним уровнем дохода, такие как Южная Африка, Мексика и Бразилия. Меры, выделенные в этом обзоре, должны быть рассматривается политиками во всем мире», — говорит Питер фон Филипсборн (Peter von Philipsborn).
Авторы другого исследования утверждают, что фруктоза, содержащаяся в популярных напитках, нагружает печень.