Матери и дети, как правило, проводят много времени вместе в положительном эмоциональном состоянии, в котором их мозг как никогда связан. Исследование показало, что положительное взаимодействие с большим зрительным контактом повышает способность мозга матери и ребенка функционировать как единая система. Это способствует эффективному обмену информацией между матерью и младенцем.
Актуальность проблемы
Эмоциональное общение между родителями и их детьми имеет решающее значение в раннем возрасте, но мало что известно о его нейронных основах. Это первое исследование с изображением мозга двух родственных людей, в котором выясняется, влияет ли и как межличностная нервная связь детей с их матерями на эмоциональное качество социального взаимодействия.
Как социальный вид, такой как люди, разделяет эмоциональные состояния с другими. Эта работа показывает, как эмоции изменяют связь между двумя людьми на нейронном уровне.
Материалы и методы исследования
В исследовании, опубликованном в журнале NeuroImage, использовался метод, называемый двойной электроэнцефалограммой (ЭЭГ), для анализа мозговых сигналов у мам и младенцев при взаимодействии друг с другом.
Рассматривая качество и структуру межличностного нейронного взаимодействия с использованием математического метода сетевого анализа, исследователи могли видеть, как информация течет в каждом отдельном мозге, а также как два мозга работают вместе как сеть.
Результаты научного исследования
В ходе исследования ученые обнаружили, что у матерей и детей, как правило, синхронизируются мозговые волны — эффект, известный как межличностная нейронная связь — особенно на частоте 6-9 герц, альфа-диапазоне младенцев.
Сила эффекта, вероятно, будет зависеть от того, насколько хорошо два человека знают друг друга и от уровня доверия между ними.
«Из нашей предыдущей работы мы знаем, что, когда нейронная связь между матерями и детьми сильна, дети становятся более восприимчивыми и готовы учиться у своих матерей», — комментирует автор исследования Вики Леонг (Vicky Leong) из Кембриджского университета (University of Cambridges). «На этой стадии жизни мозг ребенка обладает способностью значительно меняться, и эти изменения обусловлены эмоциональными переживаниями. Используя положительный эмоциональный тонус во время социальных взаимодействий, родители могут лучше связываться со своими детьми и стимулировать развитие умственных способностей ребенка».
Результаты также свидетельствуют о том, что дети депрессивных матерей могут демонстрировать низкие результаты развития из-за ослабленной нервной связи между матерью и младенцем. Матери, которые испытывают постоянно низкое или отрицательное психическое состояние из-за клинической депрессии, имеют тенденцию меньше взаимодействовать со своим ребенком.
«Наши эмоции буквально изменяют способ, которым наш мозг делится информацией с другими — положительные эмоции помогают нам общаться более эффективно», — резюмировал Леонг. «Депрессия может оказать сильное негативное влияние на способность родителей устанавливать связи со своим ребенком. Все социальные сигналы, которые обычно способствуют установлению связей, менее доступны для ребенка, поэтому ребенок не получает оптимального эмоционального вклада, необходимого ему для процветания».
Авторы другого исследования изучили мозг человека в экстремальных условиях.