Импульсивность в подростковом возрасте — это не просто фаза, это биологический процесс. И несмотря на все социальные факторы, которые определяют наши подростковые годы, человеческий мозг и мозг приматов претерпевают очень похожие изменения, особенно в областях, которые влияют на самоконтроль. Исследование опубликовано в журнале Trends in Neurosciences.
Особенности подросткового периода
«Как известно, подростковый возраст — это время повышенной импульсивности и поисков ощущений, что приводит к сомнительному выбору. Однако эта поведенческая тенденция основана на адаптивном нейробиологическом процессе, который имеет решающее значение для формирования мозга, основанного на получении нового опыта», — сообщает соавтор исследования Беатрис Луна (Beatriz Luna) из Университета Питтсбурга (University of Pittsburgh).
Обезьяны имеют развитую префронтальную кору и следуют схожей траектории с теми же закономерностями созревания между юностью и взрослостью. Неврологическое развитие человека в подростковый период характеризуется изменениями в структурной анатомии — происходит активная обрезка избыточных и неиспользуемых нервных связей и усиление путей белого вещества по всему мозгу, которые будут определять шаблон для функционирования мозга взрослого человека.
В частности, в подростковом возрасте все основополагающие аспекты организации мозга на месте в течение этого времени претерпевают уточнения, которые позволят наиболее оптимальным способом действовать в соответствии с требованиями конкретной среды.
Результаты научного исследования
Структурные, функциональные и нейрофизиологические сравнения между людьми и обезьянами-макаками показывают, что эта трудность в остановке реактивных ответов аналогична.
По словам авторов, исполнительная функция мозга в подростковый период включает в себя не только рефлексивные реакции, но и подготовку для создания соответствующего плана. Это изменение между мозгом подростка и взрослого, и оно поразительно схоже у человека и животных. В частности, разработка паттернов нейронной активности, позволяющих подготовить ответ, кажется ключевым элементом этой фазы развития и необходимой для успешного выполнения задач самоконтроля.
«Понимание нейронных механизмов, которые лежат в основе этого переходного периода у приматов, имеет решающее значение для большего понимания периода созревания мозга и когнитивных функций человека», — сообщает Луна.
В конечном счете, авторы считают, что этот этап развития имеет важное значение для формирования мозга взрослого человека.
«Важно, чтобы был период, когда животное или человек активно поощряются к исследованию, для получения опыта и формирования новых навыков», — резюмирует Луна.
Авторы другого исследования установили, что раннее половое созревание повышает риск депрессии в зрелом возрасте.