Многочисленные исследования отмечают пользу от знания нескольких языков, в том числе повышение когнитивной функции и снижение риска развития деменции на 4-5 лет. Новое исследование Калифорнийского университета (University of California) позволило обнаружить, что монолингвисты могут пожинать плоды, просто находясь в непосредственной близости от разнообразной языковой среды. Исследование опубликовано в журнале Brain and Language.
Актуальность проблемы
«Это явление известно как лингвистическое разнообразие окружающей среды, и оно оказывает влияние на увеличение активности мозга у монолингвистов, подобно тому, что мы видим у билингвистов, даже если человек не говорит или не понимает второй язык», — сообщает соавтор исследования Джудит Кролл (Judith Kroll).
Материалы и методы исследования
В ходе исследования ученые изучили, как респонденты, говорящие на одном языке, реагировали, когда им предлагали для прослушивания новый иностранный язык, в данном случае финский.
В ходе исследования приняли участие 34 респондента, в возрасте от 18 до 35 лет. 18 из них билингвисты, а 16 респондентов носители английского языка. Компьютеризированное обучение дало участникам 60 финских слов, смешанных с 45 словами, которые нарушали уникальное правило гармонии гласных. Реальные слова сопровождались картинкой и родным финским произношением, а фальшивых слов не было.
Цель исследования состояла в том, чтобы проверить, поймут ли участники нарушения гармонии гласных, и обобщить схему, чтобы отличить настоящие слова от выдуманных.
Результаты научного исследования
Исследователи обнаружили, что ни одна из групп не смогла выполнить задание. Тем не менее, в электрофизиологических измерениях респондентов из обеих групп была заметная разница.
Монолингвисты достоверно различали ранее незнакомые финские слова и нарушения гармонии гласных, о чем свидетельствует передняя поздняя позитивность — мозговая волна, которая появляется через полсекунды — что аналогично наблюдается у двуязычных респондентов.
Многие предыдущие исследования показали, что часто существует несоответствие в поведенческих и мозговых реакциях, при этом мозг опережает поведение в раскрытии нового обучения.
«Монолингвисты, регулярно подслушивая иностранную речь, которую они не понимают, могут воспринимать информацию о языках способами, которые формируют их языковые сети», — сообщает Кролл. «Рассмотрение последствий окружающей лингвистической среды вместе с другими источниками индивидуальных вариаций создаст новую важную повестку дня для изучения языка, обучения и познания».
Авторы другого исследования установили, что разговор на иностранном языке изменяет активность головного мозга.