1% населения страдает афантазией или психогенной слепотой, то есть неспособностью визуализировать концепции или мысли в своем воображении. Исследователи изучают это явление и предлагают объяснения того, как это может происходить.
Наверное, вы слышите, как кто-то говорит: видите ли вы слова мысленным взором? или вы видите то, что они говорят, как кино? Легко предположить, что то, как вы воспринимаете мир, одинаково для всех. Но недавние исследования показали, что существует широкий спектр того, как люди представляют вещи с помощью мысленного взора. Яркость ваших внутренних визуальных образов может даже меняться на протяжении всей жизни.
Мы делимся на тех, кто «слеп на разум» и не может мысленно визуализировать вещи, и тех, у кого в уме есть блестящие образы. Некоторые люди видят в уме формы, когда слышат музыку, или представляют цвета, когда видят числа (явление, называемое синестезией).
Существует даже разновидность синестезии, при которой в сознании людей прокручивается письменный текст на ленте бегущей строки. Несмотря на то, что синестезия бегущей строки (TTS) впервые изучена в 1883 году двоюродным братом Чарльза Дарвина Фрэнсисом Гальтоном (Francis Galton), до недавнего времени о ней было мало что известно.
Недавно опубликованное исследование, одно из первых, в котором более подробно изучалось это состояние, показало, что из 26 участников с TTS у большинства были дополнительные типы синестезии, чаще всего пространственно-временная или пространственно-числовая, когда они воспринимали время или числа как местоположение.
Были некоторые различия в том, как долго люди страдали от данного состояния: 19 из 26 участников с этим состоянием сказали, что испытывали его с тех пор, как научились читать, или столько, сколько себя помнят. Но трое сказали, что это началось только в подростковом возрасте.
Около 40% участников имели TTS даже в ответ на звуки животных, а у 90% это было реакцией на их внутренний голос. Один участник рассказал исследователям, как через несколько дней после того, как он услышал пение птиц в своем саду, он начал видеть в уме написанное слово, представляющее птичью песню.
В то время как многие взрослые могут представить написанные слова при прослушивании речи, если их об этом попросят, люди с TTS отличаются легкостью, с которой это у них происходит. На самом деле, некоторые не могут остановиться, даже если это мешает следить за разговорами, когда много людей говорят одновременно. Но способность обрабатывать информацию от разных органов чувств одновременно часто оказывается полезной. Этому есть эволюционное объяснение.
Когда наши предки бродили по африканской саванне более 100 000 лет назад, очень важно было быстро распознать то, что они услышали или увидели. Например, услышав звук, исходящий из кустов, люди должны были быстро решить, как реагировать. Более подробная информация поможет нам сделать правильный выбор.
Поэтому, если бы мы также увидели или даже почувствовали запах животного в кустах позади нас, нам было бы легче определить, был ли это опасный хищник, от которого нам нужно было убежать, или пушистый маленький кролик. По мере своего развития наш мозг стал экспертом в связывании информации, поступающей от разных органов чувств.
Связывание информации от разных органов чувств может помочь нам принимать более быстрые и точные решения. Например, слушая речь, которую трудно разобрать (возможно, из-за фонового шума), люди лучше понимают, о чем идет речь, если видят, как двигается рот говорящего. Во время ограничений из-за пандемии COVID-19, когда ношение масок было обязательным, многие люди осознали, насколько им труднее понять других, когда они не могли видеть их рот.
Как и в случае с TTS, иногда мы можем увеличить объем или тип доступной нам информации, создавая образы в своем уме. Например, после того, как их научили создавать в уме визуальные образы рассказа, который им читали, дети, которым было трудно понять рассказ, набрали более высокие баллы в тестах на понимание рассказа. Это показывает, как больше информации, даже если это всего лишь образ в нашем сознании, может помочь нам лучше запоминать и понимать окружающий мир.
В этом смысле вы можете утверждать, что мы все находимся в спектре создания изображений. Что происходит тогда, когда наш разум не может создавать ментальные образы?
Исследования показывают, что некоторые люди рождаются без способности видеть картинки в уме, в то время как другие могут потерять эту способность, например, после повреждения головного мозга. Исследование команды ученых показало, что некоторые выжившие после инсульта не слышат собственный голос в голове после повреждения левого полушария мозга.
Некоторые выжившие после инсульта теряют свою внутреннюю речь, но все еще могут говорить вслух, в то время как другие потеряли открытую речь из-за инсульта, но их внутренняя речь осталась нетронутой. Сообщалось также о подобных случаях потери зрительных образов.
Ученые недавно предположили, что меньше людей рождается ближе к концу спектра с низким зрительным воображением. Крайние формы афантазии (люди, вообще не обладающие зрительными образами) встречаются редко. Эта форма встречается менее чем у 1% людей. Имеется недостаточно данных о людях, которые не могут представить свой собственный голос в голове, чтобы провести сравнение. Но твит, который стал таким популярным несколько лет назад, показал, что людей, которым не хватает внутренней речи, может быть больше, чем вы можете себе представить.
Некоторые исследования показывают, что мы не рождаемся со способностью воображать. Вместо этого зрительные образы возникают и развиваются в раннем детстве. За этим следует снижение зрительного воображения во взрослом возрасте. Гораздо меньше известно о внутренней речи в детстве. Хотя у русского психолога Льва Выготского была на этот счет своя теория.
В начале 20 века Выготский утверждал, что дети рождаются без внутренней речи и начинают с личной речи — разговаривают сами с собой вслух, играя или думая, — и позже это усваивается, становясь внутренней речью. Работа Выготского сегодня хорошо принята учеными.
Неизвестно, показывает ли внутренняя речь снижение в позднем взрослом возрасте, подобное тому, которое предполагается для зрительных образов.
Зрительные и слуховые образы связаны с нашей способностью запоминать вещи, понимать то, что мы читаем и слышим, и размышлять о своей жизни и о том, кто мы есть. Мы все находимся в спектре ментальных образов.
Некоторые люди оказываются на крайних точках спектра при рождении, а некоторые смещаются к концам после того, как изменения вызывают их жизненные события. Но какие типы инцидентов или какие личные характеристики влияют на наши образы, по большей части неизвестно. Ответы на эти вопросы являются ключом к изучению человеческого разума и помощи тем, кто потерял свои образы.