Исследование, проведенное в области детской психологии, выявило уникальные когнитивные способности детей младшего возраста в восприятии и обработке информации о мире. В частности, было обнаружено, что дети в возрасте двух и трех лет демонстрируют повышенную эффективность обучения после наблюдения за событиями, которые они считают невозможными. Эти результаты подчеркивают важность создания стимулирующей образовательной среды, способствующей развитию когнитивных навыков у детей раннего возраста.
Методика исследования
В эксперименте приняли участие дети в возрасте двух и трех лет. Им было предложено наблюдать за автоматом, напоминающим жевательную резинку, который, как предполагалось, должен был быть наполнен игрушками. Однако автомат был настроен таким образом, что некоторые дети видели смесь розовых и фиолетовых игрушек, а другие — только фиолетовые. После этого детям предлагалось бросить монету в автомат и нарисовать одну из игрушек.
Результаты
Анализ данных показал, что дети, которые наблюдали за автоматом, наполненным только фиолетовыми игрушками, и нарисовали розовую игрушку, несмотря на отсутствие розовых игрушек в автомате, демонстрировали значительно более высокий уровень обучения по сравнению с детьми, которые видели смесь розовых и фиолетовых игрушек и нарисовали розовую игрушку с ожидаемой вероятностью. Это указывает на то, что дети учатся более эффективно на событиях, которые они считают невозможными, поскольку такие события требуют от них переоценки своих предыдущих представлений о мире.
Обсуждение
Исследователи предполагают, что дети учатся на невозможных событиях, поскольку такие события вызывают у них стремление к поиску объяснений. В отличие от невероятных событий, которые могут быть удивительными, но не требуют объяснения, невозможные события заставляют детей переосмысливать свои предыдущие знания и модели мира. Это, в свою очередь, способствует более глубокому и устойчивому усвоению информации.
Заключение
Результаты данного исследования подчеркивают важность создания образовательных ситуаций, которые вызывают у детей удивление и стремление к объяснениям. Родители и педагоги могут использовать такие ситуации для стимулирования когнитивного развития детей, предлагая им задачи, требующие переосмысления привычных представлений о мире.
Литература.
“Young children distinguish the impossible from the merely improbable” by Lisa Feigenson et al. PNAS