Физическое пренебрежение в детстве негативно влияет на социальное развитие больше, чем насилие

Новое исследование показало, что физическое пренебрежение в детстве оказывает более разрушительное воздействие на социальное развитие, чем физическое, эмоциональное или сексуальное насилие. Заброшенные дети чаще испытывают трудности в установлении дружеских отношений, становятся менее популярными среди сверстников и сталкиваются с социальной изоляцией.

Результаты исследования подчеркивают важность поддержки детей, подвергающихся жестокому обращению, в развитии социальных навыков и преодолении барьеров в общении. Научный сотрудник Университета Иллинойс Урбана-Шампейн Кристина Камис и её коллега Молли Коупленд из Университета Нотр-Дам отмечают, что раннее вмешательство может значительно смягчить негативные последствия пренебрежения для социального благополучия на протяжении всей жизни.

Исследование, опубликованное в журнале Child Abuse and Neglect, охватило более 9150 человек. Почти 41% участников сообщили о той или иной форме жестокого обращения до достижения 12 лет или 6 класса.

Исследование изучало влияние различных форм жестокого обращения на три аспекта социальных отношений детей:

1. Социальная замкнутость: были ли дети, подвергшиеся насилию, менее общительными или замкнутыми по сравнению со сверстниками.
2. Популярность: насколько дети были популярны среди сверстников.
3. Сплоченность группы: насколько прочными и связанными были их дружеские отношения.

По словам Кристины Камис, физическое пренебрежение оказало негативное влияние на все три аспекта социального развития детей. Это подчеркивает важность ранней поддержки для предотвращения долгосрочных последствий.

«Мы показали, что жестокое обращение в детстве может нарушить процесс развития отношений со сверстниками, и эти навыки важны для психического здоровья на протяжении всей жизни», — отметила Камис.

Выборка для исследования была сформирована на основе данных Национального продольного исследования здоровья подростков и взрослых (Add Health), в котором приняли участие более 90 000 учеников 7–12 классов по всей США в 1990-х годах.

Почти 10,3% участников сообщили о физическом пренебрежении, 28,6% — о физическом насилии, 17,4% — об эмоциональном насилии и 4,3% — о сексуальном насилии. Большинство участников, подвергшихся жестокому обращению, сообщили только об одной форме насилия.

Исследование выявило, что дети, подвергшиеся жестокому обращению, реже называли своих друзей в школе, что указывает на их меньшую популярность среди сверстников.

«Дети, которые подвергаются жестокому обращению, часто чувствуют стыд и имеют низкую самооценку, что ускоряет их отчуждение от сверстников», — сказала Камис.

Жестокое обращение также может привести к тому, что дети ожидают отвержения со стороны сверстников, что снижает вероятность обращения за помощью.

Исследователи обнаружили, что подростки, подвергшиеся насилию, реже принадлежат к сплоченным группам друзей и чаще имеют фрагментированные дружеские отношения. Это может быть связано с тем, что жестокое обращение усиливает недоверие к другим людям и небезопасный стиль привязанности.

Анализ социальных последствий показал, что сексуальное насилие чаще приводит к социальной изоляции, в то время как эмоциональное и физическое насилие способствуют избеганию со стороны сверстников и фрагментации дружеских отношений. Только физическое пренебрежение оказало негативное влияние на все три аспекта социального развития. Кристина Камис отметила, что проявления пренебрежения, такие как грязная одежда или отсутствие еды, могут быть заметны сверстникам и приводить к стигматизации. Это, в свою очередь, вызывает у детей стыд и отчуждение.

Исследование подчеркивает важность раннего вмешательства для поддержки детей, подвергшихся жестокому обращению, и помощи им в развитии социальных навыков. Это может значительно улучшить их качество жизни и снизить риск психических проблем.

«Школа может быть сложной средой для этих детей, поэтому важно осознавать, что им может потребоваться дополнительная поддержка», — сказала Молли Коупленд.

Результаты исследования указывают на необходимость создания программ, направленных на поддержку детей, подвергшихся насилию, и предотвращение социальной изоляции.

Литература.
Childhood maltreatment associated with adolescent peer networks: Withdrawal, avoidance, and fragmentation” by Christina Kamis et al. Child Abuse and Neglect

Приглашаем подписаться на наш канал в Яндекс Дзен


Добавьте «МКБ-11» в любимые источники Яндекс Новости


Врач невролог АО "СЗЦДМ", г. Санкт-Петербург

Редактор и автор статей.

E-mail для связи - info@medicalinsider.ru