Музыкальное обучение в зрелом возрасте: как ноты сохраняют мозг молодым и помогают слышать в шуме

Ну что ж, начнем с того, что группа исследователей — Академия исследований и образования (Academy of Research and Education) из Канады и Китайская академия наук (Chinese Academy of Sciences) — взялась проверить, как долгая практика музыки влияет на мозг пожилых людей. Чтобы не ходить вокруг да около, ученые провели эксперимент с 25 пожилыми музыкантами, 25 пожилыми не музыкантами и 24 молодыми людьми без музыкального опыта. Задача была, скажем так, не из легких: определить отдельные слоги, едва слышимые на фоне шумов. При этом активность мозга замеряли с помощью функциональной МРТ (fMRI), чтобы увидеть, как «общаются» разные участки при прослушивании речи.

Исследователи сконцентрировались именно на так называемом слуховом дорсальном потоке — регионе, где задействованы слуховые зоны, области в теменной и лобной коре, отвечающие за восприятие звуков и их интеграцию с движением. Если коротко — это своего рода «координационный центр» для обработки речи.


Результаты исследования

И вот тут начинается самое интересное! Пожилые музыканты проявили себя лучше — их мозг «связывался» эффективнее, чем у сверстников без музыкального бэкграунда. В буквальном смысле — меньше компенсаторной суеты, которую обычно мозг стареющего человека запускает, пытаясь справиться с шумом. У пожилых не музыкантов наблюдалось привычное возрастное усиление функциональной связности (то есть повышенная активность связей между областями мозга), причем — в обеих полушариях.

А вот музыканты, как выяснилось, держались ближе к молодым людям: у них связь была похожа на ту, что свойственна молодежи, особенно — в правом дорсальном слуховом потоке. Интересно, что именно сила этой связи коррелировала с успехом в распознавании речи на шумном фоне.

Более того, у пожилых музыкантов сохранялся «молодой» паттерн пространственной организации мозга во время задания, в то время как у не музыкантов он уже был «устаревшим», отклоняясь от типичной картины молодых.


Заключение

Итак, к чему это всё? Ученые подтверждают гипотезу «активизации выдержки» — звучит, конечно, пафосно, но по сути это означает, что музыкальное обучение формирует не просто компенсаторный механизм, а настоящую молодость функциональной связи в мозге. Другими словами — музыкальная практика создает когнитивный резерв, который не просто помогает догонять, а поддерживает мозг в тонусе, смягчая эффект старения.

Но, чтобы не обманывать ожидания, стоит признать: из-за особенностей исследования нельзя со 100% уверенностью сказать, что именно музыка «вызывает» такие изменения. Тут нужна куча последующих опытов с разными задачами — память, внимание, да и другие активные виды образа жизни, например, спорт или билингвизм.

На закуску — пару слов от главных героев:
Доктор Лей Чжан (Lei Zhang) уверенно говорит, что «позитивный образ жизни реально помогает лучше справляться с возрастными изменениями, и никогда не поздно взяться за что-то полезное — к примеру, научиться играть на инструменте». А вот научный сотрудник Йи Дю (Yi Du) приводит милую метафору: «Как хороший инструмент не нуждается в громком звуке, чтобы его услышали, так и мозг пожилых музыкантов — он остаётся тонко настроенным благодаря годам практики. Наше исследование доказывает, что музыкальный опыт создаёт этот самый когнитивный запас и помогает избежать типичного возрастного замедления при восприятии речи в шуме».


Если вкратце — музыка не только душу лечит, но и мозг поддерживает, делая нас чуть более устойчивыми к шуму мира. Круто, правда?

Литература.
Long-term musical training can protect against age-related upregulation of neural activity in speech-in-noise perception” by Lei Zhang et al. PLOS Biology

Приглашаем подписаться на наш канал в Дзен


Добавьте «МКБ-11» в любимые источники Яндекс Новости


Врач невролог АО "СЗЦДМ", г. Санкт-Петербург

Редактор и автор статей.

E-mail для связи - info@medicalinsider.ru