Ну что, погружаемся в мир подростков с аутизмом, которые научились играть в социальную маскировку — иначе говоря, стараются «сойти» за обычных ребят в школе. Именно за этим феноменом пригляделись учёные из Университета Дрекселя (Drexel University), а точнее — из их знаменитого Института аутизма (Drexel Autism Institute).
Их «секретное оружие» — электроэнцефалограмма (ЭЭГ), которая фиксирует мозговые волны в реальном времени. Молодые люди смотрели на лица и оценивали эмоции, а исследователи вглядывались глубже — как реагирует мозг, какие мельчайшие электрические «вспышки» происходят.
Собирали данные среди подростков, как с официальным диагнозом, так и без него, включая тех, кто в повседневной жизни «прячется» от ярлыков.
Результаты исследования
И вот что выплыло из этого сложного анализа. Некоторые подростки с аутизмом, которые искусно маскируют свои особенности и буквально «проходят» как обычные, показывают мозговые реакции, совсем не похожие на ожидаемые.
Быстрая и почти автоматическая реакция на лица — вот одна из фишек. Но ещё интереснее: они проявляют заниженную эмоциональную реактивность, словно их мозг учится обходиться без лишних чувств, чтобы не выдавать себя.
«Наверное, это своего рода адаптация — мозг на лету схватывает социальные сигналы, при этом снижая эмоциональный отклик, возможно, чтобы справиться с давлением», — объясняет научный сотрудник Мэтью Лернер (Matthew Lerner), руководитель лаборатории социальных связей и терапии.
В общем, впервые напрямую поймали, как в мозгу выглядит эта маскировка, что даёт представление о внутренних затратах — умственных и эмоциональных, — которые остаются незаметными для окружающих.
Значимость и неожиданные наблюдения
Вот пара цифр, которые заставляют задуматься: 44% аутистических подростков, участвовавших в исследовании, были «не замечены» своими учителями как аутисты.
Группа «прошедших как неаутистичные» продемонстрировала более быстрые начальные реакции мозга на лица, при этом их эмоциональная реактивность была ниже по сравнению с теми, кто «не маскировался».
«Что поразительно, так это то, что их мозг обрабатывает социальную информацию совершенно уникально, не как у обычных сверстников и не как у тех аутистов, кто не пытается маскироваться», — отмечает Лернер (Lerner).
Кстати, возможно, таких маскирующихся гораздо больше, чем считалось — но масштабные исследования ещё впереди.
Кому это важно и почему
Исследование прошло под эгидой национального института по психическому здоровью США, финансирующего проекты, исследующие социальные аспекты аутизма.
Заметно, что сюда вошли подростки, которых в обычных условиях могли бы и не диагностировать — те, кто формально подходит под критерии аутизма, но не имеет официального «ярлыка».
Так называемая «группа прохождения» была сформирована путем сопоставления золотых стандартов диагностики аутизма с восприятием учителей и родителей — если аутизм диагностирован, но в классе его не замечают, человек попадает в эту категорию.
А ещё этот метод показал, что мозговые волны, возникающие при восприятии лиц, рассказывают о том, как человек различает живое лицо и что-то бездушное — и как регулирует эмоциональный ответ на это.
Взгляд вперёд
Лично я считаю, что это — только начало, и надеюсь, что исследование вдохновит на дальнейшую работу по выявлению подростков с «скрытым» аутизмом, которые умело носят социальные маски.
«Понять, что именно происходит в мозгу таких ребят, — значит разработать новые, более тонкие методы поддержки», — резюмирует Лернер (Lerner).
И правда, ведь эти молодые люди часто остаются в тени — не потому, что у них нет трудностей, а потому, что они научились их прятать. А значит, они заслуживают внимания не меньше остальных.
Литература.
“Automatic and affective processing of faces as mechanisms of passing as non-autistic in adolescence” by Matthew D. Lerner et al. Scientific Reports