Новое исследование, проведенное в Кембриджском университете (University of Cambridge), показало, что активное взаимодействие с художественной красотой улучшает абстрактное мышление и помогает людям увидеть более широкую картину. Участники, которые сосредоточились на оценке красоты керамических произведений искусства, показали значительно лучшие результаты в когнитивных тестах по сравнению с теми, кто просто смотрел на объекты.
В исследовании приняли участие 187 человек, которые посетили галерею Kettle’s Yard во время выставки керамических изделий. Участники были разделены на две группы: первая группа должна была активно рассматривать и оценивать красоту каждого объекта, а вторая — просто сопоставлять объекты с линейными рисунками.
После этого участники прошли тесты на абстрактное мышление, в которых им предлагалось интерпретировать различные действия. Например, означает ли «написание письма» буквально поставить ручку на бумагу или делиться своими мыслями?
Результаты показали, что участники из группы красоты набрали в среднем почти на 14% больше баллов по абстрактному мышлению, чем контрольная группа. Среди тех, у кого было художественное хобби, разница была еще более заметной — более 25%.
Исследование подчеркивает важность создания художественных пространств и доступа к искусству для улучшения когнитивных процессов и изменения умственной перспективы. Профессор Симона Шналл (Simona Schnall), старший автор исследования, отметила, что посещение художественного музея может не только принести удовольствие, но и изменить наше восприятие жизни.
«Становится все реже позволить разуму бродить, но именно тогда мы думаем, что расширяем наши горизонты. Восхищение красотой искусства может быть идеальным способом вызвать абстрактные когнитивные процессы, все чаще теряемые в мире экранов и смартфонов», — добавила она.
Эти результаты предлагают эмпирическую поддержку философской идеи о том, что красота может помочь людям выйти за рамки повседневных проблем и увидеть более широкую картину мира. Важно отметить, что исследование не выявило повышения уровня счастья среди участников, что указывает на влияние именно взаимодействия с красотой на абстрактное мышление.
Литература.
“Transformed by Beauty: Aesthetic Appreciation Increases Abstract Thinking and Self-Transcendent Emotions in an Art Museum” by Simone Schnall et al. Empirical Studies of the Arts