Новое исследование, опубликованное в журнале Nature Communications, переворачивает наше понимание памяти. Ученые обнаружили, что клетки, не относящиеся к мозгу, могут хранить и обрабатывать информацию, что опровергает мнение о том, что память ограничена нейронами. Это открытие предполагает, что обучение через повторение является фундаментальным свойством всех клеток, и может вдохновить на новые методы лечения состояний, связанных с памятью.
Группа ученых обнаружила, что клетки, не относящиеся к мозгу, активируют «ген памяти» аналогично нейронам при воздействии разнесенных химических сигналов. Это открытие указывает на то, что обучение и память могут быть фундаментальными свойствами всех клеток, а не только нейронов.
Исследование стремилось понять, помогают ли клетки, не относящиеся к мозгу, памяти, используя эффект массового разнесения. Этот эффект показывает, что мы лучше сохраняем информацию, когда изучаем её через определенные интервалы, а не через одиночные сессии. В лаборатории ученые воспроизвели процесс обучения, изучая два типа человеческих клеток (из нервной и почечной ткани) и подвергая их воздействию различных химических сигналов.
В ответ на химические сигналы, клетки, не относящиеся к мозгу, включали «ген памяти», активируя его так же, как это делают нейроны при обнаружении закономерностей в информации. Это открытие подчеркивает, что обучение и память не являются уникальными для мозга, а могут быть фундаментальными свойствами всех клеток.
Для контроля процесса памяти ученые создали из немозговых клеток светящийся белок. Этот белок указывал, когда ген памяти включен и выключен, позволяя ученым отслеживать активность клеток. Результаты показали, что клетки могут определять, когда химические импульсы повторяются, а не просто продлеваются, что аналогично нейронам в мозге.
Когда импульсы подавались через определенные промежутки времени, они активировали «ген памяти» сильнее и на более длительное время, чем при непрерывном воздействии. Это отражает эффект массового разнесения и показывает, что способность учиться на основе интервального повторения не является уникальной для мозга, а может быть фундаментальным свойством всех клеток.
Исследование открывает новые способы изучения памяти и указывает на потенциальную пользу для здоровья. Понимание того, что клетки вне мозга могут хранить воспоминания, может привести к разработке более эффективных методов улучшения обучения и лечения проблем с памятью. Это открытие также предполагает, что в будущем нам нужно будет относиться к нашему телу как к мозгу, учитывая, что различные органы могут «помнить» прошлые события и опыт.
Литература.
“The massed-spaced learning effect in non-neural human cells” by Nikolay Kukushkin et al. Nature Communications