Кодирование — естественная способность человеческого мозга

 

Исследование учёных из Университета Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University, JHU) показало, что обучение программированию не требует новых мозговых структур: оно использует уже существующие нейронные сети, отвечающие за логику и рассуждение. Мозг «перепрофилирует» эти области, когда человек осваивает язык кода, — именно они загораются на сканах, когда студенты читают программы.


Ключевые факты

  • Программирование активирует те же лобно-теменные зоны мозга, что и логические рассуждения.
  • Даже до обучения эти зоны реагируют на описания кода обычным языком.
  • Изучение кода не создаёт новых мозговых систем, а «перепользует» существующие — это объясняет, почему программировать может научиться каждый.
  • Исследование опубликовано в журнале Journal of Neuroscience.

Как мозг учится коду

Учёные с помощью функциональной МРТ наблюдали за активностью мозга 22 студентов до и после прохождения семестрового курса по языку Python. После обучения те же участки мозга, которые отвечают за логические задачи, активировались, когда студенты читали программный код.

Но главное открытие состояло в том, что даже до курса эти же участки — лобно-теменные области — уже реагировали, когда студенты читали текстовое описание программ на обычном английском. Это означает, что мозг заранее «узнаёт» логику алгоритмов, даже не владея языком кода.


Перепрофилирование мозга

Руководитель исследования, когнитивный нейробиолог Марина Бедни (Marina Bedny), объясняет:

«Многие современные навыки — чтение, вождение, программирование — не предусмотрены нашей эволюцией. Но мозг гибок: он просто “перенастраивает” существующие области, предназначенные для логических рассуждений».

Соавтор, постдок Юнь-Фэй Лю (Yun-Fei Liu), добавляет:

«Обучение коду использует те же нейронные механизмы, что и решение логических задач. Эти способности есть у всех людей».


Почему это важно

Результаты подтверждают гипотезу «нейронного рециклинга»: культурные навыки вроде чтения, математики или программирования формируются не с нуля, а за счёт переиспользования уже существующих карт мозга.

Это открытие объясняет, почему логическое мышление, головоломки и рассуждения с детства могут подготавливать мозг к успешному освоению программирования — даже без прямого опыта работы с кодом.

«Кто-то, глядя на код Python, может подумать, что никогда не разберётся, — говорит Бедни. — Но на самом деле все мы уже имеем для этого нейронные основы. Возможно, мы с ними рождаемся».


Что это значит для образования

Изучение логики, шахмат, стратегических игр и других видов деятельности, развивающих рассуждение, может стать эффективной подготовкой к программированию. Понимание того, что мозг не требует «особых» областей для кода, открывает путь к новым методикам обучения, где упор делается не на запоминание синтаксиса, а на развитие мышления.

Иными словами, программирование — не сверхспособность, а естественное продолжение того, что человеческий мозг уже умеет делать лучше всего: думать логически.

Литература.
Learning to program “recycles” preexisting frontoparietal population codes of logical algorithms” by Marina Bedny et al. Journal of Neuroscience

Приглашаем подписаться на наш канал в Дзен


Добавьте «МКБ-11» в любимые источники Новости


Врач невролог АО "СЗЦДМ", г. Санкт-Петербург

Редактор и автор статей.

E-mail для связи - info@medicalinsider.ru

МКБ-11