Крупнейшее на сегодняшний день исследование с участием более 2500 детей раннего возраста не выявило существенных клинических различий в симптомах расстройства аутистического спектра (РАС) между мальчиками и девочками на этапе первоначальной диагностики. Работа, опубликованная 26 мая 2025 года в журнале «Nature Human Behaviour», бросает вызов предыдущим представлениям и предполагает, что половые различия в проявлениях аутизма могут возникать позже в процессе развития.
Методы исследования: Два десятилетия наблюдений
Исследование проводилось учеными из Медицинской школы Калифорнийского университета в Сан-Диего (University of California San Diego School of Medicine) в период с 2002 по 2022 год. В нем приняли участие 2575 малышей (от 12 до 48 месяцев), разделенных на три группы:
-
1500 детей с диагнозом РАС,
-
600 детей с типичным развитием,
-
475 детей с задержкой развития (без РАС).
Все комплексные оценки проводились на одной площадке – в Центре передового опыта по аутизму в Сан-Диего (San Diego Autism Center of Excellence) – лицензированными клиническими психологами. Исследователи использовали 19 различных показателей, включая:
-
Развитие языка и моторных навыков.
-
Основные черты аутизма (включая повторяющееся поведение).
-
Когнитивные способности.
-
Социальное поведение (включая оценку социального внимания с помощью технологии отслеживания взгляда).
Результаты исследования: Отсутствие клинически значимых различий
Ключевой вывод исследования – отсутствие статистически значимых клинических различий в выраженности аутистических черт между мальчиками и девочками с РАС в момент постановки первоначального диагноза (в возрасте 12-48 месяцев). Это контрастирует с рядом более ранних небольших исследований, сообщавших о различиях.
Единственным отмеченным отличием было небольшое преимущество девочек с РАС в адаптивных (повседневных) навыках, основанное на отчетах родителей.
Примечательно, что в группе типично развивающихся детей исследователи обнаружили ожидаемые половые различия: девочки показали значительно более высокие результаты более чем в половине тестов, особенно в сфере социальных навыков, развития языка и повседневных умений. Это согласуется с общей литературой о развитии.
Заключение и значение для науки и практики
Ведущий автор исследования, Карен Пирс (Karen Pierce), научный сотрудник, профессор нейронаук и директор Центра передового опыта, прокомментировала неожиданность результата: «Основываясь на предыдущих небольших исследованиях, мы ожидали увидеть некоторые половые различия [у детей с РАС]. Поэтому мы были немного удивлены, что не нашли их вообще».
Профессор Пирс предложила два возможных объяснения:
-
Ошибка предыдущих исследований: Небольшие размеры выборок, смещения при отборе участников или ограниченность методов могли привести к ошибочным выводам о ранних различиях.
-
Позднее проявление различий: Половые различия в аутизме могут не существовать при первом проявлении симптомов, а развиваться позже под влиянием психосоциальных факторов (социализация) или биологических механизмов, активизирующихся на более поздних этапах развития.
Для проверки второй гипотезы потребуются масштабные лонгитюдные исследования, отслеживающие детей с РАС от раннего возраста до школьных лет и старше.
Практические последствия:
-
Результаты подчеркивают важность ранней диагностики, основанной на индивидуальном профиле симптомов, а не на поле ребенка.
-
Поскольку дети с РАС сгруппировались в научно обоснованные подтипы спектра (не по полу), фокус на понимании этих подтипов может быть более продуктивным для разработки персонализированных вмешательств, чем акцент на половых различиях на раннем этапе.
-
Раннее вмешательство, особенно направленное на улучшение коммуникации, остается критически важным для раскрытия потенциала каждого ребенка: «Речь идет о том, чтобы каждый ребенок полностью раскрыл свой потенциал», – заключила Карен Пирс (Karen Pierce).
Литература.
“Large-scale examination of early-age sex differences in neurotypical toddlers and those with autism spectrum disorder or other developmental conditions” by Karen Pierce et al. Nature Human Behavior