Крупнейшее исследование не нашло различий в ранних признаках аутизма у мальчиков и девочек

Крупнейшее на сегодняшний день исследование с участием более 2500 детей раннего возраста не выявило существенных клинических различий в симптомах расстройства аутистического спектра (РАС) между мальчиками и девочками на этапе первоначальной диагностики. Работа, опубликованная 26 мая 2025 года в журнале «Nature Human Behaviour», бросает вызов предыдущим представлениям и предполагает, что половые различия в проявлениях аутизма могут возникать позже в процессе развития.

Методы исследования: Два десятилетия наблюдений

Исследование проводилось учеными из Медицинской школы Калифорнийского университета в Сан-Диего (University of California San Diego School of Medicine) в период с 2002 по 2022 год. В нем приняли участие 2575 малышей (от 12 до 48 месяцев), разделенных на три группы:

  • 1500 детей с диагнозом РАС,

  • 600 детей с типичным развитием,

  • 475 детей с задержкой развития (без РАС).

Все комплексные оценки проводились на одной площадке – в Центре передового опыта по аутизму в Сан-Диего (San Diego Autism Center of Excellence) – лицензированными клиническими психологами. Исследователи использовали 19 различных показателей, включая:

  • Развитие языка и моторных навыков.

  • Основные черты аутизма (включая повторяющееся поведение).

  • Когнитивные способности.

  • Социальное поведение (включая оценку социального внимания с помощью технологии отслеживания взгляда).

Результаты исследования: Отсутствие клинически значимых различий

Ключевой вывод исследования – отсутствие статистически значимых клинических различий в выраженности аутистических черт между мальчиками и девочками с РАС в момент постановки первоначального диагноза (в возрасте 12-48 месяцев). Это контрастирует с рядом более ранних небольших исследований, сообщавших о различиях.

Единственным отмеченным отличием было небольшое преимущество девочек с РАС в адаптивных (повседневных) навыках, основанное на отчетах родителей.

Примечательно, что в группе типично развивающихся детей исследователи обнаружили ожидаемые половые различия: девочки показали значительно более высокие результаты более чем в половине тестов, особенно в сфере социальных навыков, развития языка и повседневных умений. Это согласуется с общей литературой о развитии.

Заключение и значение для науки и практики

Ведущий автор исследования, Карен Пирс (Karen Pierce), научный сотрудник, профессор нейронаук и директор Центра передового опыта, прокомментировала неожиданность результата: «Основываясь на предыдущих небольших исследованиях, мы ожидали увидеть некоторые половые различия [у детей с РАС]. Поэтому мы были немного удивлены, что не нашли их вообще».

Профессор Пирс предложила два возможных объяснения:

  1. Ошибка предыдущих исследований: Небольшие размеры выборок, смещения при отборе участников или ограниченность методов могли привести к ошибочным выводам о ранних различиях.

  2. Позднее проявление различий: Половые различия в аутизме могут не существовать при первом проявлении симптомов, а развиваться позже под влиянием психосоциальных факторов (социализация) или биологических механизмов, активизирующихся на более поздних этапах развития.

Для проверки второй гипотезы потребуются масштабные лонгитюдные исследования, отслеживающие детей с РАС от раннего возраста до школьных лет и старше.

Практические последствия:

  • Результаты подчеркивают важность ранней диагностики, основанной на индивидуальном профиле симптомов, а не на поле ребенка.

  • Поскольку дети с РАС сгруппировались в научно обоснованные подтипы спектра (не по полу), фокус на понимании этих подтипов может быть более продуктивным для разработки персонализированных вмешательств, чем акцент на половых различиях на раннем этапе.

  • Раннее вмешательство, особенно направленное на улучшение коммуникации, остается критически важным для раскрытия потенциала каждого ребенка: «Речь идет о том, чтобы каждый ребенок полностью раскрыл свой потенциал», – заключила Карен Пирс (Karen Pierce).

Литература.
Large-scale examination of early-age sex differences in neurotypical toddlers and those with autism spectrum disorder or other developmental conditions” by Karen Pierce et al. Nature Human Behavior

Приглашаем подписаться на наш канал в Яндекс Дзен


Добавьте «МКБ-11» в любимые источники Яндекс Новости


Врач невролог АО "СЗЦДМ", г. Санкт-Петербург

Редактор и автор статей.

E-mail для связи - info@medicalinsider.ru