Группа ученых из Института психолингвистики Макса Планка в Неймегене провела масштабное исследование, результаты которого показали, что генетические варианты, предрасполагающие к дислексии, связаны с изменениями в областях мозга, отвечающих за координацию движений, зрение и речь.
Исследование, основанное на данных более миллиона человек, выявило генетические «полигенные показатели» дислексии и проанализировало их связь со структурами мозга. Ученые обнаружили, что более высокая генетическая вероятность развития дислексии коррелирует с уменьшением объема областей мозга, связанных с обработкой речи и координацией движений, а также с увеличением объема зрительной коры. Также были выявлены различия в структуре внутренней капсулы мозга, соединяющей эти области.
Эти результаты подчеркивают, что дислексия — это комплексное расстройство, включающее изменения в развитии мозга и когнитивных способностей. Это открытие может способствовать более ранней диагностике и разработке персонализированных подходов к лечению.
Дислексия: гены и мозг
Дислексия — распространенное расстройство обучения, которое часто имеет генетическую природу. Исследование ученых из Института психолингвистики Макса Планка показало, что генетическая предрасположенность к дислексии связана с изменениями в структуре мозга, особенно в областях, отвечающих за координацию движений, зрение и речь.
Исследование и его результаты
В ходе исследования, проведенного под руководством Сурена Сохейли-Нежад, использовались данные более миллиона человек, собранные платформой 23andMe. Ученые рассчитали «полигенные показатели» дислексии и связали их со сканированием мозга участников. Более 30 000 взрослых приняли участие в исследовании, результаты которого выявили различия в объеме мозга и структуре внутренней капсулы.
Влияние на когнитивные функции
Ученые обнаружили, что более высокая генетическая вероятность дислексии связана с уменьшением объема областей мозга, ответственных за координацию движений и обработку речи. В то же время, генетические варианты, связанные с дислексией, приводят к увеличению объема зрительной коры мозга.
Исследователи также отметили различия в структуре внутренней капсулы — области мозга, которая соединяет различные регионы. Эти изменения могут быть связаны не только с дислексией, но и с другими чертами, такими как образовательный уровень, подвижный интеллект и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Развитие мозга и дислексия
Результаты исследования подтверждают, что дислексия является сложным расстройством, включающим изменения в когнитивных процессах на ранних стадиях жизни. Эти изменения могут проявляться как в развитии мозга плода или младенца, так и в ответ на десятилетия измененного поведения, связанного с дислексией.
Перспективы дальнейших исследований
В будущем ученые планируют использовать данные детей и подростков для более точного понимания, какие изменения в мозге являются причиной, а какие — следствием дислексии. Это позволит разработать более эффективные стратегии диагностики и образовательного вмешательства, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка.
Заключение
Исследование, проведенное Институтом психолингвистики Макса Планка, подчеркивает важность понимания мозговой основы дислексии для разработки более эффективных методов диагностики и лечения. Результаты могут способствовать более ранней интервенции и улучшению качества жизни людей с дислексией.
Литература.
“Distinct impact modes of polygenic disposition to dyslexia in the adult brain” by Sourena Soheili-Nezhad et al. DRYAD