Многозадачность — это много Многозадачность — не единый навык: ученые раскрыли ее истинную природу, а не один

Исследование Университета Суррея (University of Surrey), опубликованное в журнале «Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance», опровергает представление о многозадачности как универсальном навыке. Ученые доказали, что это сочетание общих когнитивных способностей и специфических навыков, зависящих от типа задач.

Методы исследования

В эксперименте участвовали 224 студента, которые выполняли 9 различных типов задач, разделенных на три категории:

  1. Одновременная многозадачность
    (разговор по телефону во время вождения)

  2. Переключение между задачами
    (ответы на письма при уведомлениях)

  3. Сложная многозадачность
    (управление несколькими процессами на кухне)

Исследователи анализировали:

  • Общие когнитивные способности

  • Рабочую память

  • Гендерные различия в производительности

Ключевые результаты

  1. Три компонента многозадачности:

    • Общая способность (влияет на все типы задач)

    • Специфические навыки (уникальны для разных категорий)

    • Рабочая память (критична для сложной многозадачности)

  2. Гендерные различия:

    • Противоречия в прошлых исследованиях объясняются разными типами тестируемых задач

    • Женщины лучше в переключении задач

    • Мужчины эффективнее в одновременных задачах

  3. Когнитивные механизмы:

    • Переключение задач зависит от общей способности

    • Сложная многозадачность требует дополнительных ресурсов рабочей памяти

Практическое значение

Научный сотрудник Алан Вонг (Alan Wong):
«Тренировка многозадачности должна включать разнообразные задания, а не фокусироваться на одном типе активности».

Научный сотрудник Йетта Квайлинг Вонг (Yuetta Kwailing Wong) добавляет:

«Наши результаты объясняют, почему простые ‘тренажеры мозга’ часто неэффективны — они не развивают специфические навыки».

Рекомендации для повседневной жизни

  1. Для улучшения переключения задач: практиковать быструю смену деятельности

  2. Для сложной многозадачности: развивать рабочую память (например, через изучение языков)

  3. Не ожидать одинаковых результатов во всех типах многозадачности

Перспективы исследований

Ученые планируют:

  • Разработать дифференцированные тесты многозадачности

  • Изучить нейробиологические основы разных типов

  • Создать персонализированные тренинги

Заключение

Это исследование меняет понимание многозадачности, показывая, что:

  • Невозможно быть «универсально многозадачным»

  • Разные сферы жизни требуют разных навыков

  • Гендерные различия ситуативны, а не абсолютны

Литература.
Bridging concurrent multitasking, task switching, and complex multitasking: The general and specific skills involved” by Alan Wong et al. Journal of Experimental Psychology

Приглашаем подписаться на наш канал в Яндекс Дзен


Добавьте «МКБ-11» в любимые источники Яндекс Новости


Врач невролог АО "СЗЦДМ", г. Санкт-Петербург

Редактор и автор статей.

E-mail для связи - info@medicalinsider.ru