Исследование Университета Суррея (University of Surrey), опубликованное в журнале «Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance», опровергает представление о многозадачности как универсальном навыке. Ученые доказали, что это сочетание общих когнитивных способностей и специфических навыков, зависящих от типа задач.
Методы исследования
В эксперименте участвовали 224 студента, которые выполняли 9 различных типов задач, разделенных на три категории:
-
Одновременная многозадачность
(разговор по телефону во время вождения) -
Переключение между задачами
(ответы на письма при уведомлениях) -
Сложная многозадачность
(управление несколькими процессами на кухне)
Исследователи анализировали:
-
Общие когнитивные способности
-
Рабочую память
-
Гендерные различия в производительности
Ключевые результаты
-
Три компонента многозадачности:
-
Общая способность (влияет на все типы задач)
-
Специфические навыки (уникальны для разных категорий)
-
Рабочая память (критична для сложной многозадачности)
-
-
Гендерные различия:
-
Противоречия в прошлых исследованиях объясняются разными типами тестируемых задач
-
Женщины лучше в переключении задач
-
Мужчины эффективнее в одновременных задачах
-
-
Когнитивные механизмы:
-
Переключение задач зависит от общей способности
-
Сложная многозадачность требует дополнительных ресурсов рабочей памяти
-
Практическое значение
Научный сотрудник Алан Вонг (Alan Wong):
«Тренировка многозадачности должна включать разнообразные задания, а не фокусироваться на одном типе активности».
Научный сотрудник Йетта Квайлинг Вонг (Yuetta Kwailing Wong) добавляет:
«Наши результаты объясняют, почему простые ‘тренажеры мозга’ часто неэффективны — они не развивают специфические навыки».
Рекомендации для повседневной жизни
-
Для улучшения переключения задач: практиковать быструю смену деятельности
-
Для сложной многозадачности: развивать рабочую память (например, через изучение языков)
-
Не ожидать одинаковых результатов во всех типах многозадачности
Перспективы исследований
Ученые планируют:
-
Разработать дифференцированные тесты многозадачности
-
Изучить нейробиологические основы разных типов
-
Создать персонализированные тренинги
Заключение
Это исследование меняет понимание многозадачности, показывая, что:
-
Невозможно быть «универсально многозадачным»
-
Разные сферы жизни требуют разных навыков
-
Гендерные различия ситуативны, а не абсолютны
Литература.
“Bridging concurrent multitasking, task switching, and complex multitasking: The general and specific skills involved” by Alan Wong et al. Journal of Experimental Psychology