Исследование Университета Суррея (University of Surrey), опубликованное в журнале «Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance», опровергает представление о многозадачности как универсальном навыке. Ученые доказали, что это сочетание общих когнитивных способностей и специфических навыков, зависящих от типа задач.
Методы исследования
В эксперименте участвовали 224 студента, которые выполняли 9 различных типов задач, разделенных на три категории:
- 
Одновременная многозадачность 
 (разговор по телефону во время вождения)
- 
Переключение между задачами 
 (ответы на письма при уведомлениях)
- 
Сложная многозадачность 
 (управление несколькими процессами на кухне)
Исследователи анализировали:
- 
Общие когнитивные способности 
- 
Рабочую память 
- 
Гендерные различия в производительности 
Ключевые результаты
- 
Три компонента многозадачности: - 
Общая способность (влияет на все типы задач) 
- 
Специфические навыки (уникальны для разных категорий) 
- 
Рабочая память (критична для сложной многозадачности) 
 
- 
- 
Гендерные различия: - 
Противоречия в прошлых исследованиях объясняются разными типами тестируемых задач 
- 
Женщины лучше в переключении задач 
- 
Мужчины эффективнее в одновременных задачах 
 
- 
- 
Когнитивные механизмы: - 
Переключение задач зависит от общей способности 
- 
Сложная многозадачность требует дополнительных ресурсов рабочей памяти 
 
- 
Практическое значение
Научный сотрудник Алан Вонг (Alan Wong):
«Тренировка многозадачности должна включать разнообразные задания, а не фокусироваться на одном типе активности».
Научный сотрудник Йетта Квайлинг Вонг (Yuetta Kwailing Wong) добавляет:
«Наши результаты объясняют, почему простые ‘тренажеры мозга’ часто неэффективны — они не развивают специфические навыки».
Рекомендации для повседневной жизни
- 
Для улучшения переключения задач: практиковать быструю смену деятельности 
- 
Для сложной многозадачности: развивать рабочую память (например, через изучение языков) 
- 
Не ожидать одинаковых результатов во всех типах многозадачности 
Перспективы исследований
Ученые планируют:
- 
Разработать дифференцированные тесты многозадачности 
- 
Изучить нейробиологические основы разных типов 
- 
Создать персонализированные тренинги 
Заключение
Это исследование меняет понимание многозадачности, показывая, что:
- 
Невозможно быть «универсально многозадачным» 
- 
Разные сферы жизни требуют разных навыков 
- 
Гендерные различия ситуативны, а не абсолютны 
Литература.
“Bridging concurrent multitasking, task switching, and complex multitasking: The general and specific skills involved” by Alan Wong et al. Journal of Experimental Psychology






