Учёные из Факультета психологии Школы искусств и наук Пенна (University of Pennsylvania, School of Arts and Sciences) решили проверить, насколько рано дети способны сопоставлять эмоции с музыкой. В эксперименте участвовали 144 ребёнка из Филадельфии в возрасте от 3 до 5 лет. Каждому демонстрировали короткие музыкальные клипы длительностью около 5 секунд, передающие счастье, грусть, спокойствие или страх. Одновременно фиксировались реакции детей: выражение лица, невербальные ответы и внимание к звуку.
Использовался комплексный подход: исследователи сопоставляли полученные данные с оценками родителей по уникальным личностным характеристикам детей, особенно по так называемым «моллезным» признакам — чертам, связанным с недостатком эмпатии, эмоциональной открытостью или чувством вины.
Результаты исследования
Результаты оказались интригующими. Дети с точностью выше случайного уровня распознавали эмоции в музыке, и эта способность улучшалась с возрастом.
Однако дети, которых родители оценили выше по моллезным признакам, демонстрировали менее точное распознавание эмоциональной окраски мелодий — за исключением музыки, передающей страх. То есть способность идентифицировать «страшную» музыку оставалась стабильной, даже у детей с повышенными моллезными чертами.
Ребекка Уоллер (Rebecca Waller), научный сотрудник факультета психологии и автор исследования, объясняет: «Даже трёхлетние малыши умеют сопоставлять эмоции с подходящей музыкой. Это подчеркивает, насколько музыка может быть важным инструментом в социализации эмоций и обучении социальным навыкам, особенности для детей, которым ещё нужно учиться выражать чувства».
Эмоции, музыка и индивидуальные различия
Одним из самых любопытных наблюдений стало то, что музыка позволяла детям с высокими моллезными чертами «догонять» страх, хотя распознавание других эмоций у них было хуже. Яэль Пас (Yael Paz), постдокторант в лаборатории Уоллер, отметил, что это открытие показывает: музыка может быть альтернативным «порталом» для детей, которым трудно читать эмоции по лицам или визуальным сигналам.
Ранее исследования показывали, что дети с повышенными моллезными чертами испытывают трудности с распознаванием эмоций по выражению лица. Новые данные дают основания полагать, что музыкальные сигналы могут компенсировать эти трудности.
Значение и перспективы
Авторы подчёркивают, что исследование проводилось на выборке детей с относительно низким уровнем моллезных черт. В будущем планируется воспроизведение эксперимента в клинических группах, где дети обладают более выраженными моллезными признаками.
«Мы хотим понять, какие факторы — генетические или связанные с опытом — определяют способность детей распознавать эмоции через музыку, — говорит Уоллер. — Музыка легко запоминается, и это делает её потенциально очень полезным инструментом для поддержки эмоционального развития».
В итоге музыка оказывается не просто развлечением, а мощным способом помочь детям «прочувствовать» мир вокруг себя, даже если обычные социальные сигналы даются им с трудом.
Литература.
“Hearing a Feeling: Music Emotion Recognition and Callous-Unemotional Traits in Early Childhood” by Rebecca Waller et al. Child Development
