Nature Neuroscience: как мозг принимает новые решения

Авторы нового исследования определили механизм в головном мозге, который лежит в основе того, как мы применяем накопленные знания в новых ситуациях принятия решений. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Nature Neuroscience.

Мы регулярно оказываемся в новых магазинах или ресторанах, приземляемся в незнакомых аэропортах или начинаем новую работу. В таких ситуациях становится очевидной замечательная гибкость человеческого поведения. Даже в новых ситуациях мы часто можем предсказать последствия наших действий и, таким образом, принять соответствующие решения.

Как мозгу удается принимать адекватные решения в ситуациях, с которыми мы никогда раньше не сталкивались? Одно из предположений состоит в том, что в таких ситуациях мозг опирается на опыт, который у нас был в подобных ситуациях в прошлом. Например, опыт работы в других ресторанах хорошо подготовил нас к тому, чего ожидать от новой пиццерии. Это требует осмысленной организации этих экспериментальных знаний в мозгу, а также гибкого доступа к этим знаниям в новых ситуациях принятия решений.

Материалы и методы исследования

Мона Гарверт (Mona Garvert) и Кристиан Доллер (and Christian Doeller) из Института когнитивных исследований человека и мозга им. Макса Планка (MPI CBS) попытались  изучить, какой механизм в головном мозге лежит в основе, когда мы применяем накопленные знания в новых ситуациях принятия решений. Для этого 48 участников исследования прошли через виртуальную комнату.

В определенных местах появлялись маленькие дружелюбные монстры — со временем участники узнавали, какие монстры в каких местах «сидят». Таким образом, предположили ученые, мозг создает ментальную «карту знаний» о виртуальном мире монстров.

Результаты исследования

Мона Гарверт с соавторами смогли наблюдать, что траектории участников исследования в виртуальном пространстве сильно различались — одни всегда шли по краю, другие более планомерно сверху вниз, некоторые более зигзагообразно.

«Это означает, что порядок, в котором монстры были замечены, различался у разных людей. Например, участники, бегущие в форме зигзага, видели монстров в совсем другие промежутки времени, чем участники, систематически перемещающиеся по комнате сверху вниз», — объясняет нейробиолог.

Позже участникам исследования пришлось выбирать между двумя монстрами. Монстры, находившиеся близко друг к другу в виртуальной комнате, получали одинаковое количество очков, так что самые сообразительные использовали свои предварительные знания о расположении монстров и выбирали монстров, максимально близких к монстру, ранее приносившему много очков.

Кристиан Доллер добавляет: «Вместе мы продемонстрировали в исследовании, как когнитивные карты мозга гибко используются и обновляются для рассуждений. Если мы оказываемся в ситуации, с которой никогда раньше не сталкивались, мы используем картированные знания в нашем гиппокампе, чтобы действовать адекватно в новой ситуации».

Практическая значимость работы

Мона Гарверт надеется, что результаты их исследования помогут лучше понять психические заболевания. Больные с тревожными расстройствами и депрессией, например, часто переносят негативные переживания в нейтральные ситуации. Это может быть связано с тем, как знания организованы в ментальных картах. Здесь могут быть полезны дальнейшие исследования, чтобы расшифровать механизм в мозге в контексте отвращения.

Приглашаем подписаться на наш канал в Яндекс Дзен


Добавьте «МКБ-11» в любимые источники Яндекс Новости


Врач невролог АО "СЗЦДМ", г. Санкт-Петербург

Редактор и автор статей.

E-mail для связи - info@medicalinsider.ru