Авторы нового исследования выяснили, почему прослушивание грустной музыки может быть приятным. В исследовании приняли участие 50 студентов-музыкантов, которые обнаружили, что удаление элемента грусти из выбранной ими музыки снижает их удовольствие, что указывает на прямую связь между грустью и удовольствием.
Это состояние, описываемое как парадокс, когда негативные эмоции усиливают музыкальные впечатления, бросает вызов предыдущим предположениям о том, что грусть в музыке доставляет удовольствие лишь косвенно, через чувство волнения. Исследование предполагает, что переживание различных эмоций с помощью музыки в безопасной обстановке может помочь нам ориентироваться в реальных эмоциях.
Авторы нового исследования предлагают новую теорию о том, почему прослушивание грустной музыки может заставить нас чувствовать себя хорошо.
Многие люди сообщают, что музыка, которую они любят, также может вызывать у них грусть. Это озадачило исследователей музыки, которые уже давно задаются вопросом, как можно так усердно искать деятельность, вызывающую негативные эмоции.
Ученые предполагают, что некоторые из нас могут действительно наслаждаться грустью. Исследование, опубликованное в научном журнале PLOS ONE, предполагает, что негативные эмоции, возникающие при прослушивании музыки, могут приносить удовольствие.
«Парадоксально думать, что вы можете наслаждаться чем-то, что вызывает у вас негативные эмоции», — комментирует профессор Эмери Шуберт (Emery Schubert), автор исследования. «Но это исследование показывает первые эмпирические доказательства того, что грусть может напрямую положительно влиять на удовольствие от музыки».
Для исследования 50 участников, в основном студентов-музыкантов, выбрали произведение, вызывающее грусть, которое им нравилось, включая классику от Людвига ван Бетховена до современных хитов Тейлор Свифт. Им не было дано явных указаний выбирать музыку, в которой они наслаждались бы грустью.
Затем участников попросили представить, можно ли «избавиться» от их печали, слушая музыку, — что, по словам большинства, они могли бы сделать.
«Мы знаем, что многие люди весьма склонны к мысленным экспериментам, поэтому это разумный подход к использованию, и, в худшем случае, он не должен давать никаких результатов», — объясняет профессор Шуберт.
После воображаемого устранения печали участников спросили, понравилось ли им музыкальное произведение по-другому: 82% заявили, что устранение печали уменьшило их удовольствие от музыки.
«Результаты показывают, что грусть, испытываемая при прослушивании музыки, на самом деле может нравиться и может увеличить удовольствие от ее прослушивания», — добавялет профессор Шуберт.
Профессор Шуберт считает, что может быть много причин, по которым людям нравится музыка, которая их расстраивает.
«Одно из объяснений связано с игрой», — комментирует профессор Шуберт. «Испытание широкого спектра эмоций в более или менее безопасной среде может помочь нам научиться справляться с тем, с чем мы сталкиваемся в мире».
В исследовании также обсуждаются последствия результатов предыдущих исследований, которые предполагают, что грустью нельзя наслаждаться при прослушивании музыки, а вместо этого она опосредована сложным чувством с положительными аспектами, называемым «движением».
«Предыдущие исследования опирались на «гипотезу косвенного эффекта», которая означает, что люди могут испытывать грусть, но им нравится нечто другое — когда их трогают», — объясняет профессор Шуберт. «Потому что переезд — это смешанное чувство с положительными и отрицательными аспектами».
Еще 53 участника контрольной группы попросили сообщить о музыке, которая им нравится, и которую они считают «трогательной». Участники контрольной группы сообщили, что помимо волнения они чувствовали грусть.
«Раньше считалось, что когда люди чувствуют грусть в ответ на музыку, которая им нравится, они действительно испытывают волнение», — дополняет профессор Шуберт. «Но результаты этого исследования показывают, что волнение и чувство печали имеют пересекающиеся значения. Другими словами, перемещение вызывает печаль, а печаль вызывает перемещение».
Некоторые ограничения исследования связаны с возможностью участникам самостоятельно выбирать музыкальные произведения.
«Всегда рискованно просить участника выбрать музыку, которая нравится им обоим и вызывает у него грусть, поскольку это может дать ему понять о цели исследования», — комментирует профессор Шуберт.
«Но мы предприняли шаги, чтобы свести это к минимуму в нашем методе, в том числе не упоминали проблемы исследования во время набора персонала, проверяли самостоятельно отобранные фрагменты и устанавливали контрольные условия».
Подходы, при которых экспериментаторы выбирают музыку (на которых в основном основывались предыдущие исследования), также имеют ограничения, которые смогут устранить будущие исследования.
«Основное ограничение предыдущих исследований заключается в том, что экспериментаторы выбирают «грустную» музыку, а не участников, а это означает, что участникам не обязательно «понравятся» произведения», — заключает профессор Шуберт. «Поэтому в будущих исследованиях должно участвовать больше участников, чтобы гарантировать, что многим людям понравятся эти произведения».
Литература:
“Liking music with and without sadness: Testing the direct effect hypothesis of pleasurable negative emotion” by Emery Schubert et al. PLOS ONE