Почему мы перестаем слушать новую музыку, когда становимся старше?

С возрастом большинство из нас перестают обращать внимание на новую музыку и продолжают слушать песни из своей молодости. Исследователи выясняют, почему мы сужаем свой кругозор для изучения новой музыки с возрастом, и считают, что прослушивание новых треков может помочь создать новые связи в памяти и испытать новые удовольствия.

Музыка и возраст

По оценке Международной федерации фонографической индустрии, организации, представляющей международную музыкальную индустрию, люди во всем мире тратят на прослушивание музыки в среднем 20,1 часа в неделю, по сравнению с 18,4 часа в 2021 году.

У нас появляется больше способов доступа к музыке, чем когда-либо в истории, и целый мир незнакомых стилей для изучения. Острые ощущения от открытия новых песен и новых звуков могут обогатить людей всех возрастов. Однако, наша готовность исследовать новую или незнакомую музыку снижается с возрастом.

Академики используют термин «открытость ушей», чтобы описать нашу готовность изучать новую музыку. На протяжении всей нашей жизни эта готовность нарастает и ослабевает.

Примерно до 11 лет дети, как правило, с удовольствием слушают незнакомую музыку. В раннем подростковом возрасте наблюдается снижение открытости ушей, но в целом это сопровождается интенсивным повышением интереса к музыке. Открытость ушей немного увеличивается в юношеском возрасте, а затем уменьшается с возрастом.

Крупное исследование 2013 года, в котором приняли участие более 250 000 человек, подтвердило эти изменения в поведении. Оно также показало, что значение, которое мы придаем музыке после подросткового возраста, снижается, а количество музыки, которую мы слушаем, снижается с 20% времени бодрствования в подростковом возрасте до 13% во взрослом возрасте.

У ученых имеются различные, но в целом взаимодополняющие теории, объясняющие эту тенденцию на уровне популяции. Некоторые ученые интерпретируют наблюдаемое снижение увлеченности музыкой с точки зрения психосоциального взросления.

Подростки используют музыку как маркер идентичности и взаимодействуют с ней, чтобы ориентироваться в социальных кругах. Взрослые сформировали свои личности и установили социальные группы. Таким образом, количество мотивов для прослушивания новой музыки уменьшается. Эти же ученые указывают на возрастные изменения остроты слуха, в частности на снижение толерантности к громким и высокочастотным звукам, как на одну из причин снижения интереса к новой музыке у некоторых людей.

Одно из объяснений возрастного уменьшения прослушивания музыки просто утверждает, что у взрослых, нагруженных ответственностью, может быть меньше свободного времени для изучения своих музыкальных интересов, чем у молодых людей.

Некоторые ученые задаются вопросом, существует ли прямая связь между снижением скорости потребления новой музыки и усилением нетерпимости к музыке.

Другие выступают против использования хронологического возраста в качестве предиктора застойного музыкального вкуса без предварительного рассмотрения различных способов, которыми мы обрабатываем и используем музыку на протяжении всей нашей жизни. Подростки, как правило, очень хорошо понимают, что они слушают. Взрослые, которые используют музыку в качестве мотивации или аккомпанемента для таких действий, как физические упражнения или мелкая работа, могут быть менее осведомлены о том, в какой степени они на самом деле слушают новую музыку.

Существует мнение, что люди с большой вероятностью будут формировать свой вкус под влиянием музыки, с которой они впервые столкнутся в подростковом возрасте.

Подростковый возраст формирует музыкальные вкусы, во-первых, потому что наш мозг развит до такой степени, что мы можем полностью обрабатывать то, что слышим, а во-вторых, потому что обострение эмоций полового созревания создает прочные связи памяти.

Ученые дают представление о том, как и почему развиваются наши музыкальные вкусы. Мы знаем, например, что младенцы проявляют близость к музыке, которую они слышали в утробе матери. Кроме того, музыкальный вкус сводится к фамильярности. В своей книге «Ваш мозг под музыкой» нейробиолог Даниэль Левитин пишет:

Когда мы любим музыкальное произведение, оно напоминает нам о другой музыке, которую мы слышали, и активирует следы памяти об эмоциональных моментах в нашей жизни.

То, что мы считаем своим «вкусом», — это просто дофаминовая реакция, возникающая из-за распознаваемых нашим мозгом паттернов, которые создают ожидание удовольствия, основанное на прошлых удовольствиях. Когда мы прекращаем активно слушать новую или незнакомую музыку, связь между музыкальным рисунком и удовольствием разрывается.

На это может уйти десятилетие или два, но в итоге «молодёжная музыка» будет отталкивать и не приносить удовольствия.

Приглашаем подписаться на наш канал в Яндекс Дзен


Добавьте «МКБ-11» в любимые источники Яндекс Новости


Врач невролог АО "СЗЦДМ", г. Санкт-Петербург

Редактор и автор статей.

E-mail для связи - info@medicalinsider.ru