Новое исследование, проведенное Университетом штата Мичиган и Мичиганским университетом, выявило гендерные различия в реакции младенцев на стресс в зависимости от времени его воздействия во время беременности. Научный сотрудник Алития Левендоски и её команда обнаружили, что стресс на среднем этапе беременности сильнее влияет на стресс-реактивность девочек, тогда как мальчики более чувствительны к стрессу на поздних сроках.
Исследование, опубликованное в журнале Psychoneuroendocrinology, является первым, кто изучал еженедельный стресс на протяжении 27 недель беременности, чтобы точно определить, когда он оказывает наибольшее влияние на стресс-реакцию и темперамент новорожденного.
«Ранее считалось, что девочки более чувствительны к пренатальному стрессу, но наше исследование показало, что это не так. Важно учитывать время воздействия стресса, чтобы понять и, возможно, предотвратить долгосрочные риски для психического здоровья», — отметила Алития Левендоски.
Исследователи набрали 396 беременных женщин из группы с высоким риском стресса, включая женщин с низким доходом и/или подвергающихся насилию со стороны интимного партнера. Еженедельные оценки стресса проводились с 15-й недели беременности по электронной почте или SMS.
Через шесть месяцев после родов у младенцев измеряли уровень кортизола до и после выполнения слегка стрессовой лабораторной задачи, чтобы оценить реакцию их гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы (HPA). Матери также сообщали о темпераменте своих детей.
Исследование показало, что периоды повышенной чувствительности к стрессу наблюдаются как в среднем, так и в позднем периоде беременности, но модели чувствительности различаются у мальчиков и девочек. В частности, стресс в середине беременности сильнее влиял на стресс-реактивность девочек, тогда как стресс на поздних сроках оказывал большее влияние на мальчиков.
«Наше исследование является важным шагом к более точному пониманию пренатальных эффектов стресса для мальчиков и девочек. Мы надеемся, что наши результаты вдохновят на проведение дополнительных исследований, чтобы лучше понять, как стресс влияет на развитие мозга плода на протяжении всей беременности», — добавил Джозеф Лонштейн.
Литература.
“Pinpointing the timing of prenatal stress associated with infant biobehavioral reactivity” by Alytia Levendosky et al. Psychoneuroendocrinology