Недавнее исследование показало, что поощрение детей к чтению для удовольствия может улучшить их когнитивное и психическое здоровье в подростковом возрасте. Исследование, в котором приняли участие более 10 000 молодых подростков из США, показало, что оптимальная продолжительность чтения 12 часов в неделю способствует улучшению структуры мозга и психического здоровья. Удовольствие от чтения способствовало лучшему вербальному обучению, памяти и развитию речи, а также показало признаки снижения стресса, депрессии и поведенческих проблем. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Psychological Medicine.
Новизна исследования
Дети, которые начинают читать для удовольствия в раннем возрасте, как правило, лучше справляются с когнитивными тестами и имеют лучшее психическое здоровье, когда достигают подросткового возраста.
В исследовании ученые из Великобритании и Китая обнаружили, что 12 часов в неделю — это оптимальное количество чтения, и что это связано с улучшением структуры мозга, что может помочь объяснить результаты.
Польза чтения для детей
Чтение для удовольствия может быть важным и приятным занятием в детстве. В отличие от аудирования и разговорной речи, которые быстро и легко развиваются у маленьких детей, чтение — это навык, которому обучают, и он приобретается и развивается в результате обучения с течением времени.
В детстве и подростковом возрасте наш мозг развивается, что делает этот период важным для формирования поведения, которое поддерживает наше когнитивное развитие и способствует хорошему здоровью мозга. Однако до сих пор было неясно, какое влияние — если таковое имеется — поощрение детей к чтению с раннего возраста окажет на развитие их мозга, познание и психическое здоровье в более позднем возрасте.
Материалы и методы исследования
Чтобы исследовать это, ученые из университета Кембриджа (University of Cambridge), университета Уорвика (University of Warwick) в Великобритании и Университета Фудань (Fudan University) в Китае изучили данные группы подросткового мозга и когнитивного развития (ABCD) в США, в которой приняли участие более 10 000 молодых подростков.
Команда ученых проанализировала широкий спектр данных, в том числе из клинических интервью, когнитивных тестов, психических и поведенческих оценок и сканирования мозга, сравнивая молодых людей, которые начали читать для удовольствия в относительно раннем возрасте (от двух до девяти лет), с теми, кто начал это делать позже или вообще не читал. Анализ учитывал многие важные факторы, включая социально-экономический статус.
Из 10 243 участвовавших в исследовании чуть менее половины (48%) имели мало опыта чтения для удовольствия или начали делать это только в более позднем детстве. Оставшаяся половина от трех до десяти лет проводила время за чтением для удовольствия.
Результаты исследования
Команда ученых обнаружила сильную связь между чтением для удовольствия в раннем возрасте и положительными результатами в подростковом возрасте в когнитивных тестах, которые анализировали такие факторы, как вербальное обучение, память и развитие речи, а также успеваемость в школе.
У этих детей также было лучшее психическое благополучие. Согласно оценке с использованием ряда клинических показателей и отчетов родителей и учителей, у них было меньше признаков стресса и депрессии, а также улучшилось внимание и было меньше поведенческих проблем, таких как агрессия и нарушение правил.
Дети, которые раньше начали читать для удовольствия, также, как правило, проводили меньше времени у экрана — например, смотря телевизор или используя свой смартфон или планшет — в течение недели и по выходным в подростковом возрасте, а также, как правило, дольше спали.
Когда исследователи изучили сканы мозга подростков, то обнаружили, что у тех участников, которые начали читать для удовольствия в раннем возрасте, были умеренно большие общие площади и объемы мозга, в том числе в определенных областях мозга, которые играют критические роли в когнитивных функциях.
Другими областями мозга, отличавшимися в этой группе, были те, которые, как было показано ранее, связаны с улучшением психического здоровья, поведения и внимания.
Обсуждение результатов исследования
Профессор Барбара Саакян (Barbara Sahakian) с факультета психиатрии Кембриджского университета комментирует: «Чтение — это не просто приятное занятие: широко признано, что оно вдохновляет на мышление и творчество, повышает эмпатию и снижает стресс. Но вдобавок ко всему, мы нашли убедительные доказательства того, что это связано с важными факторами развития у детей, улучшая их познание, психическое здоровье и структуру мозга, которые являются краеугольными камнями для будущего обучения и благополучия».
Оптимальное количество чтения для удовольствия в детстве составляло около 12 часов в неделю. Кроме этого, никаких дополнительных преимуществ не было.
На самом деле, наблюдалось постепенное снижение когнитивных функций, что, по мнению исследователей, может быть связано с тем, что они проводят больше времени в сидячем положении и меньше времени в других видах деятельности, которые могли бы обогатить когнитивные функции, включая спорт и социальную деятельность.
Профессор Цзяньфэн Фэн (Jianfeng Feng) из Университета Фудань в Шанхае, Китай, и Уорикского университета, Великобритания, заключил: «Мы призываем родителей делать все возможное, чтобы пробудить радость чтения в своих детях в раннем возрасте. Если все сделано правильно, это не только доставит им удовольствие, но также поможет их развитию и поощрит долгосрочные привычки к чтению, которые также могут оказаться полезными во взрослой жизни».