Новое исследование показало, что для пожилых людей лучше всего подходит разнообразная когнитивная тренировка, а не повторение одних и тех же задач.
Участники эксперимента, которые выполняли несколько различных упражнений на память, показали лучшие результаты, чем те, кто повторял одно и то же задание. Это говорит о том, что разнообразие в практике способствует более эффективному долгосрочному обучению. Хотя для того, чтобы увидеть первоначальный прогресс, может потребоваться больше времени, чем при повторении одного и того же.
Результаты исследования могут помочь улучшить когнитивные функции у стареющего населения.
Например, когда пианист Ильбер Манавбаси (Ilber Manavbasi) пытается играть сложный фортепианный рифф, он не ограничивается только нотами на странице. Он практикует в разных условиях и контекстах, репетирует с разной скоростью и даже на разных инструментах.
«Именно разнообразие тренировок делает меня лучшим исполнителем», — говорит Манавбаси.
Согласно недавнему исследованию, проведённому Манавбаси и его коллегами из Института перспективных наук и технологий Бекмана (Beckman Institute for Advanced Science and Technology), разнообразие также может помочь нам лучше учиться.
Исследователи заметили, что разнообразная практика побуждает пожилых людей более эффективно изучать новую задачу на рабочую память. Результаты исследования, опубликованные в журнале Intelligence, предлагают разнообразную когнитивную тренировку как многообещающий инструмент для поддержания остроты ума с возрастом.
«Люди часто думают, что лучший способ стать лучше в чём-то — это просто практиковать это снова и снова. Но на самом деле надёжное обучение навыкам поддерживается вариациями в практике», — говорит ведущий исследователь Элизабет Стайн-Морроу, исследователь (Elizabeth Stine-Morrow).
В своём исследовании 1978 года Керр и Бут обнаружили, что дети, которые практиковали бросать погремушку в цель с заданного расстояния, были менее успешны, чем дети, которые практиковали метание с разных расстояний.
В более широком контексте исследователи наблюдали, что разнообразная подготовка способствует достижению высоких результатов как в лёгкой атлетике, так и в учёбе.
«Спортсмены мирового класса, специализирующиеся в одном виде спорта, с большей вероятностью имели ранний опыт занятий несколькими видами спорта, чем их коллеги национального класса. А нобелевские лауреаты с большей вероятностью имели больше раннего опыта обучения и работы за пределами своей дисциплины по сравнению с национально признанными лауреатами премии», — говорит Стайн-Морроу.
Исследователи сузили своё внимание до рабочей памяти — когнитивной способности удерживать в уме одно, одновременно делая что-то ещё.
«Мы выбрали рабочую память, потому что это основная способность, необходимая для взаимодействия с реальностью и построения знаний», — говорит Стайн-Морроу. «Она лежит в основе понимания языка, рассуждения, решения проблем и многих видов повседневного познания».
Поскольку рабочая память часто ухудшается с возрастом, Стайн-Морроу и её коллеги набрали 90 местных жителей Шампейна и Урбаны в возрасте от 60 до 87 лет.
В начале и в конце исследования исследователи оценивали рабочую память участников, измеряя продолжительность чтения каждого из них: их способность запоминать информацию во время чтения чего-то несвязанного.
Участники, которые вспоминали буквы в правильном порядке, обычно имеют более сильную рабочую память.
Между оценками объёма чтения участники прошли четыре недели когнитивной тренировки. В течение первых двух недель участники тренировались по одному из четырёх режимов практики: само задание по объёму чтения, новое задание на рабочую память, несколько упражнений на рабочую память и контрольное задание, не связанное с рабочей памятью. В течение последних двух недель все участники практиковали вариант задания на чтение.
Участники, которые практиковались с несколькими упражнениями на рабочую память, показали наибольшее улучшение в оценке продолжительности чтения от начала до конца, опередив тех, кто репетировал задачу по продолжительности чтения в течение всех четырёх недель.
Исследователи заметили, что хотя в конечном итоге группа смешанной практики оказалась наиболее успешной, она не сразу превзошла остальных.
«Им нужно было поработать для этого», — говорит Стайн-Морроу. «Смешанная практика не привела напрямую к улучшению результатов; это привело к лучшему обучению. Одной из причин того, что разнообразная практика может способствовать развитию навыков, является принцип взаимности, или «взаимного роста тесно связанных способностей», — заключает Стайн-Морроу.
Эти результаты являются ранними доказательствами концепции мутуализма и обещают улучшить рабочую память в более позднем возрасте.
Литература.
“Looking for transfer in all the wrong places: How intellectual abilities can be enhanced through diverse experience among older adults” by Elizabeth A. L. Stine-Morrow et al. Intelligence