Рот можно не видеть: как малыши учат слова, даже когда лицо взрослого закрыто маской

Исследование: слова приходят… не через рот

Даже если у взрослого — маска на лице или глаза за очками, малыши в возрасте от двух лет всё равно способны запоминать новые слова. И нет, им вовсе не обязательно видеть, как двигаются губы. Исследование, проведённое учёными из Автономного университета Барселоны (Universitat Autònoma de Barcelona, UAB) и Университета Гренобля Альп (Université Grenoble Alpes) совместно с Национальным центром научных исследований Франции (CNRS — Centre National de la Recherche Scientifique), показало: ключевым фактором в изучении новых слов оказывается не рот, а взгляд.

Если малыши следят глазами за тем, куда смотрит говорящий — особенно когда тот поворачивается к предмету, — их мозг гораздо активнее формирует связь между словом и объектом. Это открытие может снизить беспокойство родителей, воспитателей и логопедов по поводу влияния масок на развитие речи — особенно после пандемии COVID-19, когда эти опасения стали особенно актуальны.


Методы исследования: как всё происходило

Жоан Бирулес (Joan Birulés), научный сотрудник из департамента базовой, возрастной и педагогической психологии в UAB, вместе с коллегами провёл серию экспериментов с участием 40 детей из Франции в возрасте от 17 до 42 месяцев.

Маленькие участники выполняли задачу по изучению новых слов в одной из трёх ситуаций:

  1. лицо взрослого полностью видно;
  2. глаза скрыты солнцезащитными очками;
  3. рот прикрыт хирургической маской.

На экране ребёнок видел человека, произносившего односложное слово шесть раз. Одновременно на экране были два предмета, и взрослый дважды смотрел на тот, с которым связано слово. Учёные отслеживали, как ребёнок переводит взгляд между объектом и лицом говорящего.


Результаты: рот не обязателен

Уже с 24 месяцев дети успешно усваивали новые слова — даже если рот или глаза собеседника были скрыты. Ключом оказалось поведение, связанное с «совместным вниманием»: ребёнок следил за направлением взгляда взрослого, переводил внимание на предмет и затем снова возвращался к лицу.

Интересный нюанс: в ситуации, когда лицо было открыто, дети чаще смотрели на глаза, а не на рот, что противоречит прежним данным о важности «чтения по губам».

Маски, как выяснилось, не мешали процессу. Более того, они даже слегка изменяли паттерны зрительного внимания, подталкивая малышей больше сосредотачиваться на открытых частях лица. Однако это не сказалось на их способности связывать слово и объект.


Почему это важно: пересмотр стратегий раннего развития речи

Эти данные подрывают устоявшееся мнение о том, что визуальные сигналы от рта играют решающую роль в обучении речи у малышей. Вместо этого, как отмечает Бирулес, «наиболее эффективная стратегия, похоже, основана на способности детей понимать намерения собеседника и переключаться между ним и предметом, о котором идёт речь».

То есть: чтобы малыш усвоил слово, важно не как звучит или выглядит это слово, а на что в этот момент направлено общее внимание. Как будто малыш говорит себе: «Ага, он на это смотрит и говорит “блик” — значит, вот это и есть “блик”».


Что дальше: кому рот всё же может быть нужен?

Авторы исследования подчёркивают: это не значит, что визуальные подсказки от рта бесполезны. У детей с особенностями восприятия — например, при нарушениях слуха, языковых трудностях или в спектре аутизма — внимание к рту может оказаться более важным.

«В этих случаях, — поясняет Бирулес, — сигналы от губ могут быть критически значимыми. Мы уже сотрудничаем с медицинскими центрами в Гренобле, чтобы изучить этот вопрос подробнее».


Опубликовано в…

Результаты работы размещены в журнале «Developmental Psychology», став первым экспериментальным подтверждением того, что малыши от двух лет могут запоминать слова после короткого видеовзаимодействия, даже если ключевые части лица — скрыты.


Итак, что родителям и педагогам с этим делать?

  • ✅ Маска на лице взрослого — не приговор для развития речи у здорового малыша.
  • 👁 Следите, чтобы ребёнок видел, на что вы смотрите.
  • 🔄 Поощряйте визуальные переключения между лицом и предметом.
  • 🧸 Вводите новое слово, когда ребёнок уже интересуется объектом.

Другими словами — речь, как выясняется, строится не только из звуков, а из совместного внимания. Ребёнок учится не из того, что вы говорите, а из того, на что вы смотрите, когда вы это говорите.


Литература.
Covering the eyes or mouth of a speaker does not prevent word learning in typically developing infants” by Joan Birulés et al. Developmental Psychology

Приглашаем подписаться на наш канал в Яндекс Дзен


Добавьте «МКБ-11» в любимые источники Яндекс Новости


Врач невролог АО "СЗЦДМ", г. Санкт-Петербург

Редактор и автор статей.

E-mail для связи - info@medicalinsider.ru