Почему одни дети с первых дней жизни «схватывают» взгляд и мимику, а другие словно не замечают лиц? Исследователи из Йельской школы медицины (Yale School of Medicine) показали: участки мозга, отвечающие за восприятие лиц, речи и направления взгляда, начинают работать буквально сразу после рождения.
Работа опубликована в журнале Biological Psychiatry: Global Open Science и помогает понять, как формируется способность к социальному взаимодействию и почему её нарушения могут быть ранним признаком аутизма.
Как проводилось исследование
Команда под руководством Катаржины Хаварской (Katarzyna Chawarska) и Дастина Шайноста (Dustin Scheinost) использовала данные международного проекта Developing Human Connectome Project. В нём с помощью магнитно-резонансной томографии исследуются мозги младенцев до 10 месяцев.
Учёные проанализировали, как связаны между собой области, составляющие так называемый путь социального восприятия — сеть, включающую зрительную кору и верхнюю височную борозду, отвечающую за обработку лиц, речи и направления взгляда.
«Мы обнаружили, что эта сеть уже удивительно активна в течение первых недель после рождения», — отмечает Шайност, заместитель директора по биомедицинским технологиям визуализации Йельского института биомедицинской визуализации (Yale Biomedical Imaging Institute).
Что показали результаты
Дети, у которых связь между этими областями была сильнее, через четыре месяца дольше смотрели на лица людей. А к 18 месяцам у них проявлялось меньше трудностей в социальном поведении.
Другими словами, уже в первые недели жизни формируется фундамент будущего общения — способность замечать и понимать других людей.
«Эти данные показывают, что механизмы внимания к социальным сигналам начинают работать почти сразу после рождения и создают основу для дальнейшего развития взаимодействия с миром», — подчёркивает Хаварская, профессор детской психиатрии.
Связь с аутизмом
Учёные отдельно изучили детей, у которых в семье уже есть человек с расстройством аутистического спектра. У них также наблюдалась ранняя активность «социальной» сети мозга. Однако у части малышей связь между её участками была слабее, что коррелировало с более выраженными трудностями во внимании к лицам.
Это открытие помогает объяснить, почему некоторые дети с самого начала проявляют меньше интереса к людям и визуальным социальным сигналам — один из ранних предикторов аутизма.
Что дальше
Междисциплинарная команда — в которую входят специалисты из Центра изучения детей, кафедры педиатрии, радиологии и биомедицинской визуализации, а также факультета статистики и наук о данных Йельского университета (Yale University) — продолжает работу.
Учёные намерены наблюдать за более широкой группой детей, чтобы точнее определить, какие особенности мозговых связей могут предсказывать развитие социальных навыков — и где проходит грань между нормой и ранними проявлениями расстройств спектра аутизма.
Литература.
“Functional connectivity in the social perception pathway at birth is linked with attention to faces at 4 months” by Katarzyna Chawarska et al. Biological Psychiatry: Global Open Science