Новое исследование, проведенное учеными Университетского колледжа Лондона (UCL), демонстрирует, что социально-экономические факторы, такие как образование, профессиональная деятельность и уровень благосостояния, существенно влияют на риск развития когнитивных нарушений и деменции в пожилом возрасте. Исследование, охватившее более 8000 взрослых в Англии, выявило, что лица с высоким социально-экономическим статусом имеют меньшую вероятность перехода от здорового когнитивного состояния к ухудшению, а также более высокий шанс восстановления от легких когнитивных расстройств.
Социально-экономические факторы и когнитивное здоровье: новое исследование
Исследование включало в себя наблюдение за 8442 взрослыми в возрасте 50 лет и старше в течение 10 лет (с 2008/09 по 2018/19 годы) с целью изучения связи между социально-экономическими факторами и изменениями когнитивного статуса. Участники были разделены на три категории: здоровое когнитивное состояние, легкие когнитивные нарушения и деменция. Также учитывалась возможность обратного перехода из состояния легких когнитивных нарушений к здоровому когнитивному состоянию.
Социально-экономические данные собирались с помощью анкет, заполняемых самими участниками. Когнитивные нарушения оценивались на основе медицинских диагнозов, результатов когнитивных тестов и самоотчетов участников о симптомах. В исследовании также учитывались демографические характеристики, такие как возраст, пол и семейное положение.
Анализ данных показал, что лица с более высоким уровнем образования, занимающие управленческие или профессиональные должности, а также представители богатой трети населения имеют меньший риск развития когнитивных нарушений. В частности, наличие высшего образования снижало вероятность перехода от здорового когнитивного состояния к легким когнитивным нарушениям на 43%, а принадлежность к богатой трети населения уменьшала риск перехода от легких когнитивных нарушений к деменции на 26%.
Примечательно, что богатые люди также имели больше шансов на восстановление от легких когнитивных нарушений и возвращение к здоровому когнитивному состоянию. Люди с высшим образованием или работающие физическим трудом имели на 81% больше шансов на улучшение по сравнению с социально-экономически неблагополучными группами.
Старший автор исследования, д-р Дорина Кадар, отметила, что богатство, образование и профессия не только снижают риск перехода от легких когнитивных нарушений к деменции, но и способствуют восстановлению когнитивных функций. Это восстановление играет ключевую роль в улучшении качества жизни и снижении долгосрочного бремени когнитивных нарушений на системы здравоохранения, семьи и общество.
Ведущий автор исследования, Асватикутти Гириш, предположил, что образование и интеллектуально требовательная работа обеспечивают умственную стимуляцию, создавая сильный мозговой резерв, который защищает от когнитивных нарушений. Кроме того, доступ к качественным медицинским услугам и ресурсам, таким как здоровое питание, физические упражнения и профилактический уход, способствует поддержанию когнитивного здоровья.
Исследование не дает точного объяснения причин влияния социально-экономических факторов на когнитивное здоровье, однако предполагает несколько возможных механизмов. Результаты подчеркивают важность социальной политики, направленной на поддержку психического и когнитивного благополучия при всех уровнях дохода.
Дальнейшие исследования необходимы для более глубокого понимания механизмов, лежащих в основе взаимосвязи между социально-экономическими факторами и когнитивным здоровьем, а также для разработки эффективных стратегий профилактики и лечения когнитивных нарушений.
Литература.
“Socioeconomic inequalities linked to the transitioning to neurocognitive disorders and mortality” by Dorina Cadar et al. Scientific Reports