Недавнее исследование, проведённое учеными из Университета штата Аризона (Arizona State University), выдвигает предположение о том, что уникальная сила человеческой культуры заключается не в её способности накапливать знания, как считалось ранее, а в её «открытости». В отличие от культур животных, достигших пределов эволюции, человеческая культура постоянно расширяется и адаптируется без ограничений.
Открытость и инновации
Эта «открытая» природа позволяет нам бесконечно вводить инновации, что отличает человеческую культуру от других культур животного царства. Примеры использования орудий шимпанзе и эволюции песен китов демонстрируют, что животные культуры могут накапливать знания, но в определённые моменты перестают развиваться. В то время как человеческая культура продолжает развиваться, обеспечивая всё более сложные культурные, технологические и интеллектуальные разработки.
Почему человеческая культура мощнее?
Вопрос о том, почему человеческая культура — совокупность знаний, передаваемых из поколения в поколение — настолько мощнее, чем культура животных, остаётся актуальным. Учёные долгое время искали ответ на этот вопрос, и теперь у исследователя из Университета штата Аризона появилась новая гипотеза.
Новая гипотеза: Открытость как ключевой фактор
Томас Морган, эволюционный антрополог и научный сотрудник Института происхождения человека, предположил, что особенностью человеческой культуры является её открытость. В отличие от животных, которые ограничены в своих возможностях развития культур из-за фиксированных способов мышления, люди способны создавать и сохранять сложные последовательности инструкций, что позволяет нам выполнять почти бесконечный набор действий.
Примеры открытости в природе
Открытость человеческой культуры проявляется не только в нашей способности к накоплению знаний, но и в других аспектах. Например, когда вылупляется новая королева муравьёв-листорезов, она собирает небольшой глоток грибка своей матери и берёт его с собой, чтобы основать новую колонию. Этот процесс происходит уже миллионы лет, и гриб внутри этих колоний генетически отличается от дикого гриба за пределами колоний.
Подобно тому, как меняются человеческие языки, новые данные показывают, что песни горбатых китов развиваются и распространяются между группами, становясь более сложными. Шимпанзе также учатся использовать орудия, и у нас есть доказательства того, что они делают это на протяжении тысяч или даже миллионов лет.
Открытость против ограничений
Хотя другие учёные и раньше сравнивали культуры человека и животных, исследование Моргана и Фельдмана необычно тем, что в нём также сравниваются примеры эпигенетического наследования и родительских эффектов у животных. Муравьи-листорезы представляют собой пример родительского эффекта, а саранча — пример кумулятивного эпигенетического наследования.
Морган объясняет, что хотя эпигенетическое наследование и родительские эффекты стабильны у видов, не относящихся к человеку, они в конечном итоге перестают развиваться. Эти системы сталкиваются с ограничениями, которые останавливают их эволюцию.
Заключение
Ключевой вопрос заключается в том, что особенного в человеческой культуре, и Морган и Фельдман попытались ответить на него, сравнивая человеческие культуры с культурами животных, с эпигенетикой и родительскими эффектами — всеми развивающимися системами, которые можно себе представить. В конце концов они пришли к выводу, что особенностью человеческой культуры является её открытость. Она может накапливаться, но тогда ей никогда не придётся останавливаться, она просто продолжает идти.
Литература.
“Human culture is uniquely open-ended rather than uniquely cumulative” by Thomas Morgan et al. Nature Human Behavior