Ученые из Женевского университета раскрыли причину социальных дефицитов у детей с аутизмом

Новое исследование, проведенное учеными из Женевского университета (University of Geneva), выявило разрушенный путь связи между двумя структурами мозга у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Этот дефект значительно ухудшает их способность быстро переключаться между различными стимулами, что является ключевым навыком для социального взаимодействия. Результаты исследования опубликованы в журнале «Молекулярная психиатрия» (Molecular Psychiatry).

В ходе исследования ученые изучили как детей с РАС, так и генетически модифицированных мышей, у которых отсутствовал ген Shank3. Этот ген является общей причиной РАС. Исследование показало, что нарушение нейронной синхронности между превосходным колликулом и вентральной сегментарной областью мозга приводит к проблемам с ориентацией на социальные стимулы.

Для проведения исследования ученые использовали как клинические данные, так и эксперименты на животных. Они наблюдали за поведением мышей с отсутствующим геном Shank3 и сравнивали его с поведением здоровых мышей. Результаты показали, что у мышей с мутацией наблюдается дефицит ориентации на других особей, что отражает изменения в социальных взаимодействиях, уже описанные у детей с РАС.

Для подтверждения этих результатов на людях исследователи разработали оригинальный протокол получения МРТ мозга без седации у детей в возрасте от 2 до 5 лет. Это позволило получить качественные изображения мозга и выявить аналогичные изменения в нейронных схемах у детей с РАС.

Открытие ученых из Женевского университета предоставляет новые возможности для прогнозирования когнитивного развития детей с РАС и разработки целенаправленных вмешательств. Хотя прямое вмешательство в нейронную сеть мозга пока невозможно, результаты исследования могут быть использованы для разработки эффективных поведенческих программ.

Особенно перспективным является интенсивный метод лечения, разработанный в Соединенных Штатах и уже применяемый в Женеве. Этот метод требует 20 часов в неделю на протяжении 2 лет и показал свою эффективность. При раннем вмешательстве дети с РАС получают в среднем 20 баллов IQ, и 75% из них могут продолжить обучение в обычной школе.

Литература.
Translational research approach to social orienting deficits in autism: the role of superior colliculus-ventral tegmental pathway” — Camilla Bellone et al. Molecular Psychiatry

Приглашаем подписаться на наш канал в Яндекс Дзен


Добавьте «МКБ-11» в любимые источники Яндекс Новости


Врач невролог АО "СЗЦДМ", г. Санкт-Петербург

Редактор и автор статей.

E-mail для связи - info@medicalinsider.ru