Исследователи из Университета Бристоля (Universities of Bristol) и Университета Оксфорда (Oxford University) обнаружили, что у 16-месячных детей задействуется больше областей мозга для развития таких когнитивных навыков, как тормозной контроль.
Развитие когнитивных навыков у малышей: как 16 месяцев влияют на мозг
С помощью функциональной ближней инфракрасной спектроскопии (fNIRS) было выявлено увеличение активности в префронтальной и теменной коре головного мозга. Несмотря на отсутствие заметного улучшения навыков, значительные изменения в мозге были зафиксированы в период от 10 до 16 месяцев.
Эти результаты показывают, что 16 месяцев являются критическим периодом для развития способности следовать инструкциям и контролировать импульсы. В этом возрасте дети начинают использовать больше областей своего мозга, чтобы помочь им развить важные когнитивные навыки.
Исследование, опубликованное в журнале Imaging Neuroscience, подчёркивает, что первые два года жизни ребёнка имеют решающее значение для развития когнитивных навыков, особенно исполнительных функций. Эти функции помогают адаптировать мысли, действия и поведение к повседневной жизни.
Тормозной контроль является важной исполнительной функцией, позволяющей людям удерживаться от действий по импульсу, привычке или под влиянием искушения. Известно, что тормозной контроль начинает развиваться в младенчестве и продолжает развиваться в раннем детстве. Однако механизмы мозга, участвующие в этом процессе, были неясны до недавнего времени.
В этом исследовании команда учёных из детской лаборатории Оксфордского университета и детской лаборатории Бристольского университета использовала удобную для детей технику визуализации мозга — функциональную ближнюю инфракрасную спектроскопию (fNIRS), чтобы изучить активность мозга 16-месячных малышей.
Детям было предложено выполнить простое задание на сенсорном экране, которое требовало использования тормозящих навыков контроля. Исследователи увидели, какие области мозга активировались при использовании этих навыков.
Исследование повторило предыдущий эксперимент с той же группой детей в возрасте 10 месяцев. В предыдущем исследовании было показано, что 10-месячные дети использовали правую часть префронтальной и теменной коры для тормозного контроля. В последнем исследовании команда обнаружила, что к 16 месяцам малыши более активно используют левую теменную кору и обе стороны префронтальной коры.
Интересно, что эти изменения в мозге происходят независимо от того, насколько хорошо дети справляются с заданием в период от 10 до 16 месяцев. Несмотря на то, что тестируемая группа детей не показала значительного улучшения своих навыков, активация мозга, связанная с тормозным контролем, резко изменилась. Это указывает на то, что 16-месячные малыши используют больше областей мозга для развития этого навыка, чем 10-месячные, даже если их наблюдаемые навыки остались прежними.
Результаты исследования показывают, что 16 месяцев — это критический период для развития мозга, который позволяет малышам следовать простым инструкциям и контролировать импульсы. Эти результаты могут помочь будущим исследованиям лучше понять, как важные когнитивные навыки развиваются от младенчества до взрослой жизни.
Литература.
“The neural correlates of response inhibition across the transition from infancy to toddlerhood: An fNIRS study” by Abigail Fiske et al. Imaging Neuroscience