Ученые раскрывают тайны дофамина

Новое исследование, проведенное учеными из Северо-Западного университета (Northwestern University), проливает свет на роль дофамина в процессе обучения избеганию неприятных результатов. В отличие от предыдущих представлений, где дофамин считался исключительно «полезным» химическим веществом, это исследование показывает, что он также играет ключевую роль в адаптации к угрозам.

В эксперименте участвовали мыши, которых обучали реагировать на пятисекундный предупреждающий сигнал, предсказывающий неприятный результат. Если мыши перемещались на другую сторону двухкамерной коробки во время предупреждения, они могли избежать неблагоприятного исхода. Исследователи отслеживали активность дофамина в двух ключевых областях мозга — вентромедиальной оболочке и ядре прилежащего ядра.

Ученые обнаружили, что дофаминовые сигналы в этих областях мозга по-разному реагируют на негативный опыт. Вентромедиальная оболочка ядра активируется в ответ на плохие переживания, в то время как в ядре прилежащего ядра активность дофамина снижается. Это позволяет мозгу адаптироваться к различным ситуациям: одна область важна для раннего обучения, другая — для долгосрочного поведения избегания.

Когда исследователи изменили условия эксперимента, сделав результат неизбежным, паттерны дофаминовой активности вернулись к исходным значениям. Это подчеркивает гибкость и адаптивность дофаминовых сигналов, которые могут изменяться в зависимости от контекста.

Исследование подчеркивает важность дофамина для нормального поведения и адаптации к окружающей среде. Полное «детоксикация» дофамина может быть неэффективной и даже вредной. Вместо этого следует искать более сложные подходы к управлению поведением, учитывающие роль дофамина в обучении и мотивации.

Дальнейшие исследования могут помочь в понимании психических расстройств, таких как тревога, обсессивно-компульсивное расстройство и депрессия, которые связаны с нарушениями в функции дофамина.

Литература.
Region-specific nucleus accumbens dopamine signals encode distinct aspects of avoidance learning” — Gabriela Lopez et al. Current Biology

Приглашаем подписаться на наш канал в Яндекс Дзен


Добавьте «МКБ-11» в любимые источники Яндекс Новости


Врач невролог АО "СЗЦДМ", г. Санкт-Петербург

Редактор и автор статей.

E-mail для связи - info@medicalinsider.ru