Учёные выяснили, что всего 4 часа одиночества могут изменить поведение подростков

Команда ученых из Кембриджского университета (University of Cambridge) решила проверить, как быстро подростки реагируют на социальную изоляцию. Они собрали 40 ребят в возрасте 16–19 лет, тщательно отобранных — без проблем с психическим здоровьем, со средним уровнем одиночества и вполне нормальными социальными связями.

Дальше началось любопытное: каждому участнику предстояло провести три–четыре часа в комнате, причём в один из дней они оставались без какого-либо общения, а в другой — могли пользоваться смартфоном или ноутбуком, чтобы заходить в соцсети. Перед экспериментом и после него подростки выполняли ряд компьютерных заданий, фиксировавших мотивацию к получению наград (например, участие в играх с денежными бонусами).

Результаты исследования

Тут — сюрприз. Уже через несколько часов без общения подростки начинали активно стремиться к вознаграждениям: им хотелось выигрывать в играх, просматривать позитивные изображения, в общем, хоть что-то компенсировать.

Ливия Томова (Livia Tomova), научный сотрудник, работавшая тогда в Кембридже, а теперь в Кардиффе, отметила: «Мы заметили, что одиночество резко усиливает мотивацию подростков искать награды — это может быть и дополнительное общение, и деньги, и другие стимулы».

Интересно, что эффект усиливался у тех, кто сам признавался, что чувствовал себя одиноким в процессе. А если во время изоляции был доступ к соцсетям — подростки сообщали о меньшем чувстве одиночества, и их «жажда награды» проявлялась слабее.

И всё это — не случайность: результаты опубликованы в журнале «Communications Psychology».

Соцсети — зло или лекарство?

Здесь мнения разделились. С одной стороны, мы привыкли слышать, что Instagram или TikTok делают подростков одинокими. С другой — в этом эксперименте всё выглядело сложнее.

Сара-Джейн Блакмор (Sarah-Jayne Blakemore), профессор факультета психологии в Кембридже, прокомментировала: «Когда подростки изолированы, но могут общаться онлайн, они меньше стремятся к внешним вознаграждениям, чем в условиях полной изоляции. Это намекает: виртуальное взаимодействие смягчает негативные последствия, хотя мы, конечно, не знаем, какой ценой».

Любопытный момент: даже когда подростки имели доступ к соцсетям, настроение всё равно снижалось так же, как у тех, кто сидел «в тишине». То есть скука и лёгкая тоска оставались, но уровень отчуждения — ниже.

Заключение

Социальное взаимодействие — базовая человеческая потребность. И да, подростки особенно уязвимы: даже короткий перерыв в общении заставляет их мозг искать замену. Иногда безопасную (друзья, игры), а иногда — не очень (алкоголь, наркотики).

Можно сколько угодно спорить: соцсети — спасение или беда? Реальность, похоже, сложнее привычных лозунгов. Всё зависит от контекста и, честно говоря, от самого подростка. Но факт остаётся фактом: одиночество действует на молодых людей быстрее и сильнее, чем мы привыкли думать.


Литература.
Acute isolation is associated with increased reward seeking and reward learning in human adolescents” by Livia Tomova et al. Communications Psychology

Приглашаем подписаться на наш канал в Дзен


Добавьте «МКБ-11» в любимые источники Новости


Врач невролог АО "СЗЦДМ", г. Санкт-Петербург

Редактор и автор статей.

E-mail для связи - info@medicalinsider.ru

МКБ-11