Авторы нового исследования выявили прямую корреляцию между невзгодами, с которыми пришлось столкнуться в детстве и взрослой жизни, и последующими психическими и когнитивными нарушениями. Анализируя данные почти 3500 человек за 24 года, исследование показало, что даже один случай невзгод в детстве может повысить риск психических заболеваний, в то время как невзгоды у взрослых связаны как с психическими расстройствами, так и с ухудшением когнитивных функций.
Интересно, что исследование также подчеркнуло защитную роль образования, показав, что высшее образование может смягчить негативные последствия невзгод. Это комплексное исследование подчеркивает важность рассмотрения и обсуждения стресса и невзгод на всех этапах жизни, подчеркивая потенциал образования для повышения устойчивости к долгосрочным проблемам со здоровьем.
Сотрудник кафедры Университета Сент-Луиса (Saint Louis University) Сангнам Ан (SangNam Ahn) недавно опубликовал в научном журнале Journal of Clinical Psychology статью, в которой исследуется взаимосвязь между невзгодами в детстве и ухудшением психиатрических показателей, а также снижение психических и когнитивных функций в более позднем возрасте.
Его команда обнаружила, что всего один случай невзгод в детстве может увеличить количество случаев психических заболеваний в более позднем возрасте, а неблагоприятные события у взрослых могут привести к увеличению вероятности как психического заболевания, так и снижения когнитивных функций в более позднем возрасте.
«Жизнь очень сложна и очень динамична», — комментирует Ан.
«Мне очень хотелось подчеркнуть важность изучения долгосрочного воздействия невзгод, не только в детстве, но и во взрослом возрасте, на здоровье, особенно на физическое здоровье, а также психическое и когнитивное здоровье. Раньше проводились и другие исследования, но это одно из первых, которое всесторонне изучает эти вопросы».
Ан вместе со своей командой исследователей изучил данные более чем 3500 человек в течение 24 лет. Группа ученых взяла продольные данные и оценила их, используя список потенциальных травматических событий в течение жизни.
Исследовательская группа учитывала неблагоприятные события детства, такие как переезд из-за финансовых трудностей, семья, нуждающаяся в финансовой помощи, безработный родитель, проблемы с правоохранительными органами до 18 лет, повторное посещение школы, физическое насилие и злоупотребление родителями наркотиками или алкоголем.
Неблагоприятные события во взрослом возрасте включали смерть ребенка, смерть супруга, стихийное бедствие после 17 лет, стрельбу из оружия, злоупотребление наркотиками или алкоголем, жертву физического нападения после 17 лет, супруг, или ребенок, борющийся с серьезным заболеванием, получение талонов на питание и безработицу.
Те, кто пережил невзгоды в детстве, на 17 процентов чаще испытывали невзгоды во взрослой жизни. Только 13 процентов опрошенных людей сообщили о двух или более формах невзгод в детстве, в то время как 52 процента взрослых испытали две или более формы невзгод во взрослом возрасте.
В случае невзгод в детстве или во взрослом возрасте исследователи обнаружили, что люди, пережившие невзгоды, также с большей вероятностью будут испытывать тревогу и депрессию в более позднем возрасте, а в случае невзгод во взрослом возрасте они также с большей вероятностью испытают снижение когнитивных функций в более позднем возрасте.
У людей, переживших один неблагоприятный опыт в детстве, вероятность возникновения тревоги была на пять процентов выше, а у людей, переживших два или более неблагоприятных опыта в детстве, вероятность депрессии и тревоги была на 26 и 10 процентов выше соответственно. У людей, которые дважды пережили невзгоды во взрослом возрасте, вероятность депрессии была на 24 процента выше, а в более позднем возрасте у них также наблюдалось снижение когнитивных способностей на 3 процента.
Хотя большинство результатов были ожидаемыми и неудивительными, одной областью, которая особенно интересовала ученых, было образование. Те участвовавшие в исследовании люди, которые сообщили о более высоком уровне образования, отмечали сокращение количества невзгод. Ан надеется глубже изучить этот путь, чтобы узнать, как образование может смягчить или предотвратить этот спад.
«До включения образования существовала значительная связь между невзгодами в детстве и когнитивными нарушениями», — объясняет Ан.
«Но когда образование было включено в качестве ковариаты, эта значимая связь исчезла. Таким образом, здесь были важные последствия. Благодаря образованию и посещению школы люди могли бы жить лучше, даже если бы они пережили трудности в детстве. Они, вероятно, освоят позитивные механизмы преодоления трудностей, которые помогут им не полагаться на нездоровые механизмы преодоления трудностей, такие как курение, чрезмерное употребление алкоголя или наркотиков.
«Образование очень важно с точки зрения здоровья», — добавил Ан.
«Если я получу образование, я, скорее всего, получу лучшую работу, буду иметь более высокий доход и жить в районах с меньшим уровнем преступности. Я, скорее всего, куплю абонемент в спортзал или буду регулярно заниматься спортом. Я, скорее всего, буду делать покупки в Whole Foods и правильно питаться. Все это помогает бороться с этими невзгодами, на которые мы намекали в исследовании. Таким образом, результаты в области образования и здравоохранения уже тесно связаны, и это то, что мы увидели в нашем исследовании».
Ан также призывает врачей и обычных людей обсуждать свой стресс. Клиницисты смогут больше узнать о своих пациентах и лучше подходить к их физическому и психическому здоровью, в то время как другие потенциально смогут поделиться своим опытом. Но благодаря осознанию и признанию этот неблагоприятный опыт потенциально может иметь менее серьезные и долгосрочные последствия.
«Общественное здравоохранение очень заинтересовано в стрессе», — объясняет Ан. «Но мы все еще изучаем, как ежедневный стресс влияет на наши долгосрочные результаты в отношении здоровья. Итак, чтобы увидеть эффект в исследовании, я хочу, чтобы люди обращали внимание на свой стресс и активно с ним справлялись.
«Клиницисты должны проводить глубокие дискуссии со своими пациентами об их стрессе и психическом состоянии. И к этим темам можно подойти и в других местах, например, в классе или за обеденным столом. Чем больше мы осознаем стресс и обсуждаем его, тем лучше мы сможем справиться с любыми невзгодами, с которыми мы сталкиваемся в жизни».