Недавнее исследование, проведенное под руководством Рожье Киевита и Николаса Джадда, не обнаружило значимого влияния дополнительного года обучения на структуру мозга. Анализируя данные почти 30 000 человек, ученые не выявили заметных изменений в мозге, несмотря на улучшение когнитивных навыков и общего здоровья у людей с более высоким уровнем образования.
В 1972 году в Великобритании был принят закон, увеличивший количество обязательных школьных лет с 15 до 16. Это создало уникальную возможность для исследования, поскольку люди, родившиеся в это время, разделились на две группы: те, кто посещал школу дольше, и те, кто закончил обучение в 16 лет.
Исследователи проанализировали МРТ-сканы мозга участников, сделанные спустя 46 лет после окончания школы. Несмотря на очевидные различия в когнитивных и физических показателях между этими группами, структурные изменения в мозге не были обнаружены.
Джадд предположил, что изменения в мозге могут быть временными или настолько незначительными, что их невозможно обнаружить с помощью современных методов визуализации. Киевит также отметил, что возможно, дополнительное образование увеличивает размер мозга только на короткий период времени, который затем возвращается к исходному состоянию.
Хотя образование явно связано с улучшением когнитивных способностей и общего здоровья, исследование подчеркивает необходимость осторожности при установлении причинно-следственной связи на основе корреляций.
Заключение
Результаты исследования подчеркивают важность дальнейших исследований для понимания долгосрочных эффектов образования на структуру мозга. Несмотря на очевидные преимущества образования, его влияние на мозг может быть более сложным и многофакторным, чем предполагалось ранее.
Литература.
“No effect of additional education on long-term brain structure – a preregistered natural experiment in thousands of individuals” by Rogier Kievit et al. eLife