У некоторых детей с аутизмом «социальные» и «визуальные» нейронные сети не взаимосвязаны

В новом исследовании ученые обнаружили, что у детей с расстройством аутистического спектра нарушена взаимосвязь между «социальными» и «визуальными» нейронными цепями. Результаты исследования опубликованы в научном журнале eLife.

Актуальность проблемы

Одним из первых симптомов расстройства аутистического спектра (РАС) является нарушение адаптации ребенка к взаимодействию с социальной средой. В частности, дети с РАС не заинтересованы в социальной деятельности и стимулах, которые обычно привлекают внимание маленького ребенка, например, смотреть, как другие дети играют, поют или танцуют.

Материалы и методы обследования

В новом исследовании ученые объединили метод слежения за глазами (в котором камера отслеживает и документирует движение глазных яблок во время просмотра мультимедиа на экране) с данными функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ), детализирующими взаимосвязь между различными цепями мозга.

Результаты научной работы

В новом исследовании ученые из Калифорнийского университета в Сан-Диего (University of California – San Diego) объединили новую программу слежения за зрением и визуализацию мозга, чтобы обнаружить, что у детей с РАС, которые игнорируют социальные стимулы и предпочитают смотреть за движением красочных геометрических образов, наблюдались серьезные симптомы нарушения социальной адаптации и низкий уровень мозговой активности, коррелирующей с диссоциацией между социальными и зрительными сетями мозга.

«Это указывает на то, что у 20% детей с РАС с предпочтением наблюдения за геометрическими фигурами, а не изображениями других детей, существует разрыв между зрительными и социальными сетями мозга. У детей с РАС нейронную активность контролируют красочные движущиеся фигуры, а не веселые социально-эмоциональные стимулы», – объясняет автор исследования Карэн Пирс (Karen Pierce).

Результаты исследования предоставляют новые возможности для диагностики и лечения РАС у детей младшего возраста.

«В настоящее время, когда ребенок страдает РАС, его обычно направляют на общее лечение, основанное на принципах анализа поведения. В будущем, после установления диагноза дети проходят более глубокие биологические оценки, которые обеспечивают информацией об активации сети мозга, предполагая индивидуальные методы лечения», – добавляет Карэн Пирс.

Основываясь на базовой нейробиологии ученые обнаружили, что человеческий мозг имеет много так называемых сетей «состояния покоя», каждая из которых задействована в различных сенсорных, когнитивных и социальных функциях. Эти сети активны, даже во время естественного сна.

Исследуя объединенные данные как для детей с расстройствами аутистического спектра, так и здоровых детей, не страдающих аутизмом, учёные обнаружили не типичное нейронное взаимодействие (гипоконнективность) между социальными цепями мозга, такими как DMN, и сетями зрения и внимания у детей с аутизмом. Чем больше гипосоединение, тем серьезнее социальные коммуникационные трудности, особенно у детей с РАС, которые предпочитают смотреть за движением красочных геометрических образов.

Авторы другого исследования утверждают, что дефицит аллопрегнанолона влияет на риск развития аутизма у потомства.

Приглашаем подписаться на наш канал в Яндекс Дзен


Добавьте «МКБ-11» в любимые источники Яндекс Новости


Борис Каримов/ автор статьи

Должность - Автор статьей.

Врач - врач-инфекционист