В первом в своем роде исследовании, проведенном в Детской больнице Лос-Анджелеса (Children’s Hospital Los Angeles), составлена дорожная карта типичного развития мозга у детей во время критического периода созревания. Исследование показывает, как «волна созревания мозга» непосредственно лежит в основе важных социальных и поведенческих изменений, которые развиваются у детей в период перехода от детства к подростковому возрасту. Результаты исследования опубликованы в журнале The Journal of Neuroscience.
Актуальность проблемы
По мере взросления детей многие аспекты их жизни меняются в процессе подготовки к взрослой жизни. Академическая и социальная среда в это время усиливаются, что требует все большего овладения мыслями, эмоциями и поведенческим контролем. Очень мало известно о том, что происходит неврологически во время этого важного перехода. В ходе исследования ученые изучили анатомические и поведенческие изменения во время конечного неврологического развития в группе детей 9-12 лет. Более детальное понимание типичного развития мозга может дать ученым и клиницистам лучшую основу для помощи детям, которые могут развиваться нетипично или сталкиваться с проблемами развития.
«Мы знаем, что в это время у детей значительно возрастает способность к саморегуляции», — сообщает автор исследования Мэри Барон Нельсон (Mary Baron Nelson). «Среди многих других изменений расширяется область их внимания, и они изучают социальные нормы, такие как оценка соответствующих реакций или поведения». Поскольку это когнитивные процессы, исследовательская группа предположила, что в структуре и функции мозга могут происходить измеримые изменения. Это именно то, что они нашли».
Материалы и методы исследования
В ходе исследования ученые изучили анатомические, химические и нейропсихологические меры у 234 здоровых детей в возрасте 9-12 лет, чтобы определить, какие изменения могут происходить в этот возрастной период.
Результаты научного исследования
Используя методы визуализации и измерения метаболитов мозга, ученые смогли наблюдать «волну созревания», пронизывающую мозг. Белые вещества — пути в мозге, которые передают информацию — с возрастом созревали от задней части к передней части мозга. Это ожидается, поскольку лобные доли не полностью сформированы, пока человек не достиг 20 лет. Лобные доли опосредуют исполнительную функцию — главное планирование сложных решений и действий.
Зрелость мозга соотносится с критическим и формирующим периодом времени: дети переживают быструю неврологическую зрелость в то же время, когда они сталкиваются со сложными социальными решениями.
Проанализировав данные, ученые смогли определить, что анатомические и метаболические изменения, происходящие в течение этого периода развития, ответственны за увеличение способностей.
«Полученные результаты позволили определить, что в период 9-12 лет происходят динамичные изменения, и это дает нам реальную возможность для вмешательства. Мы можем помочь сформировать этих детей по мере их роста», — резюмирует Барон Нельсон.
Авторы другого исследования установили, что мозг у женщин моложе, чем у мужчин.